Д.Л. Ситникова
2
Любая мега-технология, которая изменяет среду обитания или
своей реализацией захватывает условия существования большой мас-
сы людей, вносит неравновесность в социальную систему и не может
не привести к смене порядка в обществе. В Сибири в конце XIX в.
такой технологией стало строительство Сибирской железной дороги.
Эта магистраль не только связала Европу и Азию, но и стала тем
путeм, по которому в Сибирь пришли (в прямом и переносном смыс-
ле) техногенная цивилизация, инженерное образование, наука и но-
вые технологии. Вот как описывал ситуацию с развитием техники в
Сибири до строительства железных дорог Е.Л. Зубашев — бессмен-
ный председатель Томского отделения Императорского Русского
технического общества на его торжественном открытии 26 октября
1902 г. — в день присоединения Сибири к России: «Ввиду отсутствия
дорог, ввиду существования только гужевого способа передвижения
товаров, кладущего большой налог на транспортируемые товары,
промышленность не могла развиваться сильно и ограничивалась ис-
ключительно местными потребностями, которые сводились к крайне
ничтожному, и потому промышленность не затрачивала капитала на
обстановку, а пользовалась самыми примитивными способами и ору-
диями» [5, с. 6].
Строительство железной дороги в Сибири сыграло в развитии
этого региона не меньшую роль, чем промышленная революция в
Европе в XVII в.; до этого события и после него контраст между со-
стоянием общества был очень велик. Устоявшийся порядок и modus
vivendi «медвежьего угла», куда ссылали преступников, был нарушен
в конце XIX в.
Новый масштабный технический проект воодушевил почти все
слои общества, а его реализация выступила катализатором револю-
ции в сознании. Сформировалась технократическая иллюзия того,
что можно с помощью техники изменить общество, построить луч-
ший мир.
Мировоззрение
догоняющей
индустриализации,
научно-
технического прогресса, основанного на транспортной революции,
объективно послужило одним из факторов, снизивших устойчивость
политической системы русской монархии. Для просвещeнного слоя в
России она заметно меньше ассоциировалась с крупномасштабными
техническими новациями, чем в западных парламентских странах.
Там важность технико-промышленного развития, ставка на прогресс
уже прочно вошли в общественное сознание.
Профессиональные объединения инженеров стали возникать в
промышленно развитых странах, прежде всего в Англии, в XIX в.
Сначала это были объединения по специализации — гражданских,
корабельных инженеров [6, с. 46]. В 1856 г. создан Союз немецких
инженеров (Verein Deutscher Ingenieure,
VDI
) — образец для многих