Общество сибирских инженеров в начале XX в. - page 4

Д.Л. Ситникова
4
научно-техническая деятельность — разрешение и разработка
научно-технических вопросов на общих периодических собраниях,
издание периодического журнала, взаимодействие с другими техни-
ческими обществами и отдельными учеными, устройство библиоте-
ки, музеев, лабораторий и пр., объявление конкурсов и премий, орга-
низация экскурсий и экспедиций;
содействие развитию промышленности и распространению
технических знаний в Сибири — публичные лекции, содействие в
разрешении технических вопросов и др.;
социальная деятельность — содействие трудоустройству чле-
нов Общества, оказание материальной помощи семьям, юридическая
помощь, выплата пособий, ссуд и т. п.
Ко времени создания ОСИ в Томске уже с 1902 г. существовало
Томское отделение Императорского Русского технического общества
(ТО ИРТО), цели и деятельность которого практически совпадали с
ОСИ. Как общественная организация местной технической интелли-
генции, ТО ИРТО обсуждало, прежде всего, технические проекты,
которые предлагались членами Общества с целью содействия эконо-
мико-хозяйственному развитию и социальному благоустройству в
Сибири [1, с. 118–119]. Самый известный проект этого Общества —
строительство железной дороги через г. Томск.
До 1891 г. томичи были уверены, что Великий сибирский путь
пройдет через их город. Однако победил проект Н.Г. Михайловского,
который давал многомиллионную экономию для бюджета за счет со-
кращения возможных строительных издержек и спрямления трассы.
Дорога прошла через г. Ново-Николаевск (Новосибирск). Томские
инженеры и элита, опасаясь потери торгового значения города, при-
ложили немало усилий, чтобы «завернуть» линию железной дороги к
себе, и даже обращались к цесаревичу Николаю, заезжавшему в
Томск и вскоре ставшему председателем Комитета по постройке Си-
бирской железной дороги [9].
Томскими инженерами были предложены разные варианты спа-
сения ситуации и вывода Томска из «транспортного тупика». Изве-
стен «Доклад комиссии по рассмотрению доклада М.Н. Селихова о
втором Сибирском железнодорожном пути», который был прочитан
общему собранию Томского отделения Императорского Русско-
го технического общества. Рассмотрев проект железной дороги
М.Н. Селихова «Тюмень — Томск — Мариинск», комиссия пришла к
заключению, что проектируемая магистраль «отвечает как стратеги-
ческим, так и экономическим целям страны и является наиболее вы-
годной с финансовой стороны против других вариантов, как то: Ека-
теринбург — Курган и Тюмень — Омск» [11].
Однако ни этот проект, ни другие технические проекты экономи-
ко-хозяйственного развития Сибири, которые предлагались ТО ИРТО,
1,2,3 5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook