Общество сибирских инженеров в начале XX в.
5
не получили своего воплощения. Больший успех в решении этих во-
просов сопутствовал Обществу сибирских инженеров [1, с. 119].
Создатели ОСИ учли опыт своих предшественников и сделали
ставку на самостоятельное, независимое положение своего Обще-
ства. Еженедельно проводились так называемые «технические
чаи» — заседания общества, на которых читались и обсуждались
доклады и сообщения. Согласно И.В. Кирдяшкину [1], всего (с ап-
реля 1909 г. по февраль 1917 г.) в Обществе было прочитано более
60 докладов: 10 — по проблемам технического развития российской
экономики, 10 — по проблемам промышленно-технического разви-
тия Сибири, 40 — по проблемам обслуживания и развития Сибир-
ской железной дороги.
Тексты докладов печатались в «Журнале Общества сибирских
инженеров», выпуски которого появлялись ежемесячно и хранятся
сегодня в научных библиотеках г. Томска. Их содержание отражало
различные аспекты взаимодействия технического знания и Общества.
Например, немало текстов посвящено инженерной стороне жизни
городов. Публиковались как специальные статьи, так и справочные
сообщения. Так, статья В.М. Хрущева «К вопросу о трамвае в гор.
Томске» [12] не только содержала подробное техническое описание
данного вида транспорта, но и рассматривала социальные и экономи-
ческие аспекты применения этого новшества, предлагала оригиналь-
ные социотехнические решения. Например, отталкиваясь от того, что
электрическая станция для освещения в то время принадлежала тех-
нико-промышленному бюро и через 11 лет должна была перейти го-
роду, автор предлагает совместить станцию для освещения с трамва-
ем (в плане обеспечения электроэнергией). Таким образом, вопрос
организации городского транспорта обсуждался публично, системно,
к дискуссии приглашалось все инженерное сообщество города и об-
щественность. Страницы «Журнала Общества сибирских инженеров»
выступали той площадкой, на которой выстраивался новый тип от-
ношения горожан к науке и технике, укреплялась идеология научно-
технического прогресса, способного изменить городскую среду.
На протяжении всей деятельности ОСИ в центре его внимания
находились проблемы, связанные с транспортом. В справочно-
статистическом отделе постоянно публиковались сведения о влиянии
железных дорог на рост промышленности и торговую ситуацию. Ре-
гулярно печатались статьи, содержащие экспертную оценку качества
строительства железных дорог, качества углей. Показательна статья
К. Трубина «К дорожному вопросу в Сибири».
К. Трубин писал о качестве подготовки дорожных инженеров: «В
высших специальных учебных заведениях почти что не уделяется
этому вопросу внимания, считая, вероятно, его за неважный, и инже-
нерам, работающим в этой области, приходится или также считать