А.Д. Субочева, О.Н. Субочева
2
стики производства, тем ярче обрисовывается роль людей, в нем
участвующих. Руководитель призван быть человековедом. В тактич-
ном общении с людьми, умении вдохновлять их проявляется его гу-
манизм. К этому постулату не однажды обращались многие извест-
ные мыслители. Еще в древности Анней Сенека предпринял попытку
обрисовать контуры особой науки — психагогики, которая, по его
мнению, представляет собой свод специальных знаний по искусству
руководства душою человека. Прошло много веков, а такую науку
так и не удалось создать. Однако появилось немало научных дисци-
плин, имеющих прямое отношение к искусству руководства, опира-
ясь на которые, можно создать научно обоснованную технологию
общения с людьми, разработать и освоить эффективные методы
убеждающего и внушающего воздействия. Практика свидетельству-
ет, что гуманитарно образованные руководители наиболее удачливы
в деле: они способны увлекать людей личным примером, пользуются
авторитетом, у них хорошо отлажена обратная связь с подчиненными
благодаря умелому использованию методов социологического и со-
циально-психологического сбора и анализа информации, они счита-
ются с мнением трудового коллектива, ощущают его «болевые» точ-
ки, принимают во внимание факторы, оказывающие влияние на
настроение людей, и др. Им лучше удается организация индивиду-
альной работы с людьми, они знают, что хотят, и делают то, о чем
говорят, поэтому им и доверяют больше. В этой связи можно отме-
тить, что гуманитарная образованность как бы аранжирует проявле-
ние всех личностно-деловых качеств руководителя, углубляет в нем
потребность к обширным знаниям и самостоятельному мышлению.
Когда все это зримо выступает в повседневных поступках, то по-
настоящему привлекательным становится имидж инженера как спе-
циалиста, будущего руководителя производства.
Рассуждая о гуманитаризации образования, академик А.А. Логу-
нов в качестве примера ссылался на исследование систем образова-
ния, существующих у разных народов, в разные времена, проведен-
ное зарубежными специалистами. Оказалось, что системы лучше,
чем та, которая существовала в Царскосельском лицее, человечество
не придумало. Действительно, достаточно упомянуть его выпускни-
ков — Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера, Пущина, эту блестящую
плеяду. Одно из главных достоинств образовательной системы про-
шлого — ее сильнейшая гуманистическая направленность. Для пред-
ставителей определенных слоев было просто необходимо знать язы-
ки, литературу, разбираться в живописи, искусстве. Такое воспитание
развивало человеческие качества: патриотизм, порядочность, умение
сопереживать, отличать добро от зла. На этом гуманистическом фун-
даменте впоследствии «произрастали» специалисты узких направле-
ний — ученые, инженеры, управленцы, деловые люди и др. [1].