В.Г. Родионова
2
даемого эффекта. Процесс и способы коммуникативного информиро-
вания могут выполнять функцию оповещения, побуждать к взаимо-
действию, подчинению требованиям и т. д. Процесс коммуникативно-
го информирования и применяемые средства менялись от одной эпохи
к другой, приобретая вид эволюции со своими закономерностями об-
новления и совершенствования. В каждом сообществе вырабатыва-
лись и существовали достаточно убедительные способы и средства
коммуникативного информирования. Они могли быть дифференциро-
ванными для каждой из групп или индивидуумов сообщества. Даже в
животном мире имелись свои, естественно, жестокие, но весьма оче-
видные и убедительные способы коммуникативной информации. Бру-
тальным может показаться сравнение человеческого сообщества с
естественным миром животных, где дифференциация имеет поистине
объективное выражение особого права, принадлежащего
сильнейшему
хищнику, убивающему жертву и тем самым присваивающему себе
«монопольное» первенство в процедуре «пиршества», поедания трупа
убитого животного. Достаточной «демократией» в таком пиршестве
был допуск хищником-убийцей к поеданию останков либо родствен-
ных групп «соплеменников», либо животных, не вызывающих у него
явной агрессии по поводу доступа к объедкам. В самую последнюю
очередь доступ к объедкам получали трусливые шакалы, жалкие
внешне, дрожащие от голода и не осознающие собственного унижен-
ного состояния в животном сообществе из-за неспособности к хищной
охоте. В естественной среде сосуществования животного мира своеоб-
разным информационно-коммуникативными средством служили зве-
риные инстинкты, утвержденные природой, генетикой и негласными,
но хорошо усвоенными «правилами».
В отличие от животного мира, в человеческой среде выбор и ха-
рактер информационно-коммуникативных средств, а также способ их
применения определен естественными природными свойствами лю-
дей. Это свойства разума, речи, знаний и иных уникальных способно-
стей людей, которые отличают социум человека от животного мира.
Вместе с тем специалисты в области средств массовой информации
отмечают [1], что естественные свойства человека позволили соответ-
ствующим образом изменить и приспособить выбор средств и спосо-
бов информационно-коммуникативного влияния на социальное сооб-
щество. Так, с древних времен коммуникативное информирование
сводилось чаще всего к разграничению и провозглашению прав и обя-
занностей различных групп сообщества в соответствии с его иерархи-
ей. В ранних примитивных сообществах для этого достаточно было
использовать такое средство, как способности людей к устной речи,
содержащей соответствующую информацию. В дальнейшем потребо-
вались умения человека к накоплению и демонстрации знаний. В этой