Эволюция и экология мироздания: идеи и концепции
1
УДК 001:1
Эволюция и экология мироздания:
идеи и концепции
© Г.И. Ловецкий, Н.А. Гаврикова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Современный этап эволюции Вселенной и ее объектов порождает такую специ-
фику солнечно-земных процессов, при которой впервые возникает вопрос об угро-
зах безопасного развития земной цивилизации. Для принятия адекватных инже-
нерно-технических решений необходимо выработать современную эволюционную
парадигму. Новые глобальные изменения вносят существенные коррективы в
осмысление механизмов управления силами природы и обществом.
Ключевые слова:
эволюция и экология объектов Вселенной, развитие земной циви-
лизации, глобальная эволюционная парадигма.
Специфика солнечно-земных процессов такова, что «земная ко-
лыбель человечества» возникла в силу ряда благоприятных факторов
эволюции Вселенной. Однако Земля периодически вступает в полосу
катастрофических событий, которые каждый раз налагают жесткие
ограничения на привычные формы существования представителей
растительного и животного мира. Поскольку эволюционирует все (от
атома до звездных систем), видимо, имеются и некие общие законо-
мерности, отражающие колебательные эволюционные процессы на
каждом уровне в отдельности и в глобальном плане. В науке сложи-
лось представление о глобальных эволюционных парадигмах, отра-
жающих специфику развития биосферы [1], однако они лишь кос-
венно затрагивают проблему ритмов космической эволюции. Детер-
министская парадигма объясняла причины глобальных изменений
земными условиями. Если мыслился космос, то по аналогии с гигант-
скими механическими часами, запущенными Богом. При этом живы-
ми и разумными оказываются только Бог, изначально создавший
чертежи вселенских часов, и человеческий разум, способный, в ко-
нечном счете, прочесть эти чертежи во всей их полноте. А все
остальное живо настолько, насколько живы шестеренки. Эволюция
замкнутой динамической системы однозначно определяется детер-
министическими уравнениями движения, так что независимых при-
чинных цепей, казалось бы, быть не может.
Однако мы вряд ли можем согласиться с тем, что вплоть до XX в.
познание Вселенной как целого в основном оставалось прерогативой
религии [2, с. 226]. Такая точка зрения проистекает из идей О. Конта