М.О. Меньшиков об инородцах - page 5

М.О. Меньшиков об инородцах
5
заведомо неспособным органически войти в российский политиче-
ский строй.
Он был убежден, что межэтнические браки русских с евреями
негативно сказываются на здоровье и морально-нравственном состо-
янии русского народа: «Помесь с северными европейцами и тюрками
иногда укрепляет русскую породу, помесь с евреями — всегда роняет
ее» [6, с. 200]. С его точки зрения, в евреях самой природой была за-
ложена враждебность к русским, которую никогда не растворят ни
православие, ни русская культура, ни образование. Вот что он писал
об убийце П.А. Столыпина, еврее Мордке Богрове: «Ни русская
культура, ни христианская гимназия, ни христианский университет,
ни знание нескольких языков, ни полноправие с русскими христиа-
нами не вытравили в нем еврейской души» [2, с. 283].
Это высказывание показывает, что Меньшиков видел в евреях
особую устойчивость к смешению с другими народами, нейтрализу-
ющую традиционные методы ассимиляции. Поэтому его ненависть к
евреям можно объяснить не только его теоретическим предубежде-
нием против кровосмешения славян с евреями, но еще и тем, что он
был уверен в тщетности попыток ассимиляции народа, обладающего
столь стойкой этничностью.
Итак, в целом меньшиковские статьи пронизаны идеями нетер-
пимости, категоричности и агрессии по отношению к инородцам.
Этот пласт можно назвать «тотальной агрессией» — так как здесь он
ругает и осуждает всех иностранцев и инородцев без разбору. В его
трудах инородцы предстают как элементы, априори враждебные рус-
скому государству и русскому народу. Поэтому Меньшиков крайне
скептически относился к перспективе их включения в русскую
нацию. В идеале он хотел, чтобы в русскую нацию вошли только
русский («великороссы») этнос и другие братские восточнославян-
ские народы — украинцы, белорусы и русины, поскольку их объеди-
няет общее происхождение, язык, религия, традиции и культура.
При этом, Меньшиков осознавал, что слишком много различных
этносов проживает в России чересполосно с русскими, чтобы полно-
стью отрезать их от русской нации. Поэтому он был вынужден под-
держать процесс добровольной ассимиляции нетитульных народно-
стей с титульной посредством их приобщения к православной вере,
русской культуре и главное — идентичности. Главным критерием
русскости Меньшиков провозглашал субъективное желание инород-
ца ассимилироваться, стать русским. Вот что он писал:
«
Инородцы
же должны таковыми и считаться, т.е. инородными телами, подле-
жащими или ассимиляции, или извержению вон. Если инородцы же-
лают быть вполне равными нам, русским, — пусть сделаются рус-
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook