Т.И. Кузнецова
2
Поставленная цель определила следующие конкретные задачи
исследования:
изучить различные варианты построения зарубежных банков-
ских систем;
раскрыть роль государства и права в становлении и развитии
банковской системы;
определить возможности использования опыта зарубежных
банковских систем в отечественной практике.
Несмотря на современные тенденции дерегулирования денежно-
кредитной системы, степень централизации и государственного кон-
троля остается значительной. Централизация и регулирование имеют
исторические корни во многих странах. История Федеральной ре-
зервной системы США доказала, что централизация и общественный
контроль служат обязательными предпосылками эффективности бан-
ковской системы. Например, Федеральная резервная система США
состоит из рабочих органов трех уровней: Совета управляющих ФРС;
12 Федеральных резервных банков и банков — членов ФРС. Кроме
того, составной частью ФРС являются два комитета: Федеральный
комитет открытого рынка (ФКОР) и Федеральный консультационный
совет (ФКС). Банки — члены ФРС, в свою очередь, подразделяются
на коммерческие банки (более 14 000) и сберегательные учреждения:
взаимосберегательные банки (более 400), ссудо-сберегательные ас-
социации (более 3 000), кредитные союзы (более 15 000).
Федеральная резервная система представляет собой не централь-
ный банк, а группу банков, 12 из которых наделены особыми права-
ми регулирования деятельности других членов группы.
Совет управляющих является основой и стержнем ФРС, 7 его
членов назначаются президентом с одобрения сената, сроки их пол-
номочий составляют 14 лет, но каждые два года заменяется один че-
ловек. Совет управляющих отвечает за общее руководство и кон-
троль за банковской системой страны. Совет управляющих Феде-
ральной резервной системой вправе: инспектировать любой Феде-
ральный резервный банк и любой банк — член ФРС; контролировать
и регулировать через контролера денежного обращения выпуск в об-
ращение и изъятие из обращения денежных билетов; увеличивать
число городов Федерального резерва вследствие создания в них Фе-
деральных резервных банков или исключать города из списка горо-
дов Федерального резерва вследствие закрытия Федеральных резерв-
ных банков; приостанавливать деятельность должностных лиц или
директоров Федеральных резервных банков или отстранять их от
должности в случае совершения противоправных действий; приоста-
навливать операции Федеральных резервных банков, проводимые с
нарушением законов, брать на себя руководство банком, преобразо-
вывать его или ликвидировать.