А.А. Мясников
6
Наиболее широкомасштабные эмпирические исследования жиз-
ненных путей проводятся в Германии с начала 1980-х годов
(Х.П. Блоссфельд, И. Хьюнинк, Г. Ровер, Л.А. Лиллард и др.). С этого
времени их содержательная направленность значительно расшири-
лась («Жизненные пути и развитие благосостояния», исследование
гимназистов при переходе во взрослый возраст, многочисленные ре-
троспективные исследования жизненных путей в бывших ФРГ и
ГДР, проведенные Институтом образовательных исследований им.
Макса Планка в Берлине, и др.). В целом в немецкой социологиче-
ской науке сложилась плодотворная комбинация количественного
исследования жизненных путей и качественного биографического
исследования.
Широкий анализ биографических исследований последней чет-
верти ХХ века осуществила Е.Ю. Мещеркина (Рождественская) [7].
По ее мнению, на сегодняшний день в зарубежной науке сложились в
основном четыре направления.
1. Исследования социальной обусловленности жизненных путей.
Это, например, исследования профессиональных биогрaфий В. Деппе [8],
разделенных или не разделенных по гендерному признаку; социоде-
мографические когортные исследования. Здесь в центре внимания со-
циальные механизмы регулирования жизненных траекторий, увязы-
вающие возрастную дифференциацию, социально-классовое расслое-
ние, конъюнктурные циклы и кризисы, а также исторические события.
2. Исследования, нацеленные на реконструкцию социального
опыта и его смысловых структур: исследования сознания рабочего
класса Д. Берто [9], коллективного исторического сознания Л. Ниет-
хаммера [10], субкультурных стилевых форм и др.
3. В отличие от предыдущих направлений, нацеленных на рекон-
струкцию связного личного опыта и господствующих в социуме
смысловых структур, можно выделить и такие, которые направлены
на изучение генезиса образов опыта и смысловых структур. Напри-
мер, как происходит процесс социализации и интернационализации
культурных образцов.
4. Следующий путь эмпирического биографического исследова-
ния служит обоснованию теоретических концепций, например, в
психологии развития, теории личности, психопатологии. В качестве
результата здесь выступает эмпирически обоснованное знание о при-
роде психического и социального поведения.
В отечественных социальных науках импульсом к развитию био-
графического подхода послужило исследование биографий семей под
названием «Век социальной мобильности в России» [11], инициирован-
ное французским социологом Д. Берто и возглавленное В.В. Семеновой.
В рамках этого проекта и с участием В.В. Семеновой, В.Ф. Журавлева,
Е.Ю. Мещеркиной (Рождественской), С.М. Рождественского, Е. Фоте-
евой, М.М. Малышевой реконструировались индивидуальные страте-