К проблеме актуальности исследования жизненного пути в социальных науках
5
В историческом плане изучение жизненного пути связано с дав-
ней традицией биографического подхода в социальных науках, но
как парадигма это направление исследований оформилось в процессе
отказа от концепции социализации, которая доминировала до 1960-х
годов. Наиболее популярным предметом новых исследований чело-
веческой жизни становится изучение модели и содержания жизнен-
ного пути в меняющихся обществах.
С этого времени, когда по-новому были осознаны причины соци-
альных изменений, началось изучение карьеры (Themstrom, 1964) и
семейной жизни с исторической точки зрения (Hareven, 1982), иссле-
дование модернизации и современной личности (Inkeles, Smith,
1974), изучение американцев, выросших в период Великой Депрес-
сии и Второй мировой войны (Глен Элдер «Дети Великой Депрес-
сии»), социология стала уделять внимание выражению социальных
изменений в человеческой жизни. Важный аспект теоретических
представлений об отношениях личности и окружающей среды обна-
руживается в том, что индивиды не просто испытывают внешние
влияния (в смысле недифференцированного освоения), но интерпре-
тируют и перерабатывают их.
Исследование жизненных путей в последующие годы оказало
большое влияние на развитие немецкой социологии. У истоков изу-
чения жизненных путей изначально стояла идея о том, что социаль-
ную и институциональную структуру общества, включая ее измене-
ния во времени, можно выявить и проанализировать на основе анали-
за биографий членов этого общества. Поэтому изменения биографий
должны иметь прямое соответствие в исторической трансформации
общества [1, с. 15].
Неудивительно, что методологическим ответом на возникновение
этой проблематики жизненного пути стало развитие биографических
исследований и биографического метода, в рамках которых делается
попытка встать на точку зрения действующего субъекта и воссоздать
тот мир, в котором он живет и который когнитивно конструирует.
Этот мир имеет пространственные и временные характеристики, кото-
рые входят в биографическую реальность через описание топологии
обжитого пространства и нагруженного смыслом времени. Тем самым
социология биографии теоретически дает возможность объединить
или предоставить методическое поле для исследований социологии
пространства, телесности и социологии времени. Центральная соци-
альная функция биографий заключается в производстве или концепту-
ализации непрерывности жизненного пути, что возможно при особой
модальности биографического опыта. Приобретая тот или иной жиз-
ненный опыт, действующий субъект расширяет свое предшествующее
знание и повышает свою готовность впоследствии ориентироваться в
сложных или неожиданных ситуациях [6, с. 61–67 ].