А.А. Мясников
2
следований, в которых индивидуальная биография выступает объ-
единительной платформой тематического самоописания личности и
позволяет упорядочить жизнь во временной протяженности, а также
в участии в практиках различных социальных институтов.
Цель данной статьи — рассмотрение современных актуальных
подходов к анализу понятий «жизненный путь», «парадигма жизнен-
ного пути» и их возможных трактовок.
Исследование жизненного пути личности — междисциплинарная
проблема современного социально-философского знания, где сосре-
доточены интересы философии, социологии, психологии, антрополо-
гии, истории, этнографии, демографии и других наук. Как важнейшая
исследовательская парадигма жизненный путь личности утвердился
лишь во второй половине ХХ века. Необходимо отметить, что слово-
сочетание «жизненный путь» в некоторых отечественных словарях
выступает синонимом понятия «биография». Зачастую под биогра-
фией понимается «жизнь человека как совокупность его поступков,
событий и умонастроений», «жизненный путь кого-либо». Однако в
социологии и социальной философии произошло понятийное разме-
жевание, поскольку именно понятие «жизненный путь» несет в себе
больший социологический ракурс, связанный с выделением элемен-
тов, из которых складывается социальность, а также упорядоченная
повседневность.
Можно согласиться с дефиницией Х. Блоссфельда и И. Хьюнин-
ка, определяющих жизненный путь как последовательность более
или менее продолжительных состояний и характеристик людей, ко-
торые с течением времени изменяются в связи с деятельностью и со-
бытиями [1, с. 17]. Но впервые данное понятие среди социальных
наук было исследовано в рамках психологии.
В современной зарубежной психологической науке проблемой
жизненного пути занимались многие авторы, такие как Ш. Бюлер,
Г. Олпорт, У. Деннис, Х. Леман, В. Дильтей, Э. Шпрангер, Л. Зонди,
А. Адлер, Э. Берн. Они предлагали различные идеи в соответствии со
своей научной концепцией.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного
пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском пси-
хологическом институте в 1920–1930-е годы. Она провела аналогию
между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь лич-
ности индивидуальной историей. На большом эмпирическом матери-
але было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие,
существуют закономерности регулярности в сроках наступления оп-
тимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, менталь-
ных и биологических витальных тенденций. Также были обнаружены
различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер пыталась
понять жизнь не как цепь случайностей, а через ее закономерные