1
УДК 378.14.015.62
Методологические подходы
к дипломному проектированию
© С.Г. Васильев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Представлены методические подходы последовательного выполнения студентом
научно-исследовательской работы, начиная с младших семестров обучения и за-
канчивая выполнением дипломной работы. Рассмотрены методические и педаго-
гические подходы к развитию заинтересованности студентов старших курсов к
самостоятельной творческой работе, имеющей научно-исследовательский уклон.
Предложены действия по привлечению студентов к научной работе с целью даль-
нейшего поступления в аспирантуру. Рассмотрен пример научно-исследовательс-
кой работы студентов при выполнении конкретной темы с поэтапным расшире-
нием объема работы и завершением ее в дипломном проекте.
Ключевые слова:
методика, обучение, дипломная работа, исследование, проекти-
рование, компетенции, планирование.
Выполнение дипломного проекта является результатом полного
обучения студента в Московском государственном техническом уни-
верситете им. Н.Э. Баумана. Дипломный проект служит комплекс-
ным отчетом о знаниях и умениях, приобретенных студентом за весь
период обучения в университете. В большинстве случаев работа по
выполнению дипломного проекта прозрачно показывает индивиду-
альную способность студента пользоваться полученными знаниями,
раскрывает личные потенциальные возможности студента, умение
ставить и решать поставленные задачи, показывает способность вы-
полнения практических работ, открывает или проясняет перспективу
использования его знаний и практических умений в будущей практи-
ческой или научно-исследовательской работе.
Важным параметром выполнения дипломного проекта является
правильно выбранная методическая и творческая организация про-
цесса выполнения работ не только во время исполнения дипломного
проекта, но и на более ранних стадиях обучения, во время подготов-
ки курсовых научно-исследовательских работ. Результирующей за-
дачей дипломного проекта является установление уровня практиче-
ской и теоретической подготовленности выпускника кафедры к ре-
шению профессиональных задач и соответствия его подготовки
требованиям государственного образовательного стандарта по спе-
циальности «Инструментальные системы машиностроительных про-
изводств». В результате подготовка специалиста отвечает требовани-