Мифологизация реальности и реальность мифа в культуре информационного общества
9
пространство, которое во многом создается ею по принципу мифоло-
гизации действительности.
Информация, оформленная в оболочку мифа, приобретает чув-
ственно-выразительную конкретность, легко запоминается, эстетизи-
рует жизненный мир современного человека и бросает его в лучшем
случае в объятия иллюзии, в худшем — превращает в объект различ-
ных манипуляций, в том числе и политических.
В современном мире в силу различия в экономическом, социаль-
ном, политическом и культурном развитии различных стран взаимо-
действие культур не всегда проходит в диалоговом режиме, на рав-
ных. Любые культурные и информационные потоки чаще всего яв-
ляются одновекторными, направленными из специализированного
или регионального центра на периферию, причем с течением времени
эти культурные центры меняются и могут сдвигаться в пространстве.
На сегодняшний день такими специализированными центрами яв-
ляются: Америка — в области науки, научных технологий и массовой
культуры; Франция — в области моды и деликатесов; Япония — в об-
ласти корпоративной культуры. К региональным центрам среди араб-
ских государств можно отнести Египет, в Латинской Америке — Мек-
сику, в католическом мире — Ватикан, в исламском мире — священные
города Мекку и Кум. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что
культура центров оказывает сильнейшее воздействие на периферию, и
здесь опять возникает проблема сохранения культурной и националь-
ной идентичности или поиска собственной аутентичности. И вновь мы
попадаем в сферу действия мифов, только уже национальных, также
оказывающих огромное влияние на человека. Поиск национальных «ис-
токов», «корней», особой «национальной идеи» и «национального ха-
рактера» приобретает характер нового мифотворчества. В этой связи, не
без доли вызова апологетам национальных мифов, Р. Браг отмечает: «Я
горд тем, что как француз являюсь наследником нации предателей: гал-
лы были достаточно разумны, чтобы отказаться от собственной аутен-
тичности, включающей жизненно важный обычай жертвоприношения,
в пользу римской цивилизации» [2, с. 39].
Современные психологи, разрабатывающие социально когнитив-
ную теорию личности, исходят из того, что поведение индивида де-
терминируется его убеждениями. Шаблоны поведения имеют перво-
степенное значение для человека, они становятся образцами для под-
ражания, их активно перенимают, поскольку у каждого индивида су-
ществует потребность в моделях поведения. Психологи приходят к
выводу, что агрессивное поведение формируется, например, не столь-
ко из непосредственного опыта индивида, сколько благодаря его
наблюдению за действиями других, получению информации об агрес-
сивном поведении из различных внешних источников. Следовательно,
агрессия, пронизывающая низкопробную кино- и телепродукцию, не
столько содействует сублимации врожденной агрессивности, сколько
имплицитно рекламирует модели агрессивного поведения. Кино и те-