Мифологизация реальности и реальность мифа в культуре информационного общества - page 4

А.В.Чернышёва
4
Знаменитая ленинская формулировка «кто не с нами — тот против нас»
становится в данном случае основным критерием. Герой мифа всегда
«свой»; те, кто против него, — «чужие», т. е. враги и злодеи.
Характер мифов и их роль в культуре зависят непосредственно от
менталитета народов, их создающих. Так, большое значение при изу-
чении культуры имеет содержание исторических представлений о
ней, ее составе, морфологии. Например, некоторыми отличительны-
ми чертами русского характера являются религиозность, духовность,
свободолюбие, доброта. К первичным и основным свойствам русско-
го народа принадлежит доброта. Она поддерживается и углубляется
исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью
народа. В период СССР религиозные мифы заменяются советскими:
многотомные эпопеи и многосерийные фильмы создают образ спо-
койного, мудрого человека, принимающего трудные, но всегда вер-
ные решения, а также образы многочисленных представителей наро-
да, воплощавших эти решения в жизнь. Еще одна немаловажная чер-
та русской ментальности — отрицание всего формального, привед-
шее к появлению и укреплению элементов особой молодежной куль-
туры, чрезвычайно динамичной и противоречивой.
Крах коммунистической идеологии в России сопровождается се-
рьезными психологическими травмами у людей. Быстрота перемен,
релятивизация общественных ценностей обращается потерей ориен-
тации человека в новом социокультурном пространстве. Кризис тра-
диционных ценностей приводит к определенному поведению и пере-
оценке ценностей, следствием чего является создание новых мифов,
отражающих произошедшие изменения.
Феномен мифа — это феномен веры. В мифе, как и в религии, от-
ражены ценностные установки. В этом заключено его огромное зна-
чение для формирования и развития цивилизованного общества.
Миф является не столько формой сознания, сколько повелением к
действию, причем именно сакральной моделью поведения, распро-
странявшейся на все случаи жизни.
ХХ век открывает новую страницу в интерпретации мифа, по-
скольку связывает с мифом основные проблемы человеческого со-
знания и бытия. Нет больше истины, есть социальный миф, «руково-
дящая мечта». Эти заведомые грезы противопоставляются реальному
содержанию действительного мира, с которым борется субъективное
начало. У каждого отдельно взятого индивида существует свое миро-
воззрение. Однако само мировоззрение трактуется как условная си-
стема идей, связанная только с определенным «культурным кругом»
и общественной позицией.
Нельзя сказать, что современные мифы появляются спонтанно и
быстро сменяются новыми. Например, с конца ХХ века и до настоя-
щего времени существует миф о Викторе Цое. Молодое поколение,
1,2,3 5,6,7,8,9,10
Powered by FlippingBook