Построение тренировочной деятельности спортсменов-ориентировщиков…
3
Существенное значение для прогресса в спортивном ориентиро-
вании имеет уровень теоретической подготовленности участника.
Это положение вытекает из сущности соревновательной деятельно-
сти, являющейся в каждом конкретном случае индивидуальным
творчеством. По мере повышения квалификации спортсмена роль
тренера приобретает все больше черты консультанта, а основным ка-
налом обратной связи становятся дневники, беседы, тесты, резуль-
таты соревнований спортсмена. Качество и объем информации,
поступающей по этому каналу обратной связи к тренеру, зависят от
уровня теоретической подготовленности, спортивной квалифика-
ции спортсмена, его способности к объективной оценке, понимания
психологических закономерностей соревновательной борьбы.
Содержание тренировочного процесса.
Совершенствование
технико-тактического мастерства и повышение физических конди-
ций — одновременно совершающиеся процессы, между которыми
существуют сложные взаимоотношения, однако на любом этапе
спортивного совершенствования уровень технико-тактического ма-
стерства выступает как фактор, ограничивающий реализацию потен-
циальных возможностей спортсмена [5].
На начальном этапе (для спортсменов массовых разрядов) много-
летнего процесса освоение техники ориентирования и развитие раз-
носторонней физической подготовки осуществляются относительно
автономно, но с самого начала необходимо предусмотреть сочетание
в одном упражнении мыслительного и двигательного начал: «бегая,
мыслить» или «думая, бегать». На этом этапе больше времени уделя-
ется общей физической подготовке (ОФП) — 70 %, по сравнению с
технической подготовкой (ТП) — 30 %.
На последующих этапах многолетней подготовки соотношение
объема ТП и ОФП в процессе тренировочных занятий постепенно ме-
няется в сторону увеличения ТП (70 %) по сравнению с ОФП (30 %).
Основные задачи тренировочного процесса.
Рассмотрим
один из этапов многолетней подготовки спортсменов-разрядников
(возраст 17—24 года) в период их обучения в вузе и дадим несколько
советов.
Особенности и сложность рассматриваемого этапа заключаются
в том, что в жизни большинства юношей и девушек происходят
существенные изменения, связанные с окончанием средней школы,
переменой места жительства и профессиональной ориентацией. Из-
ложенные рекомендации подходят для тех спортсменов, которые
имеют устойчивую ориентацию, предрасположенность и условия
для дальнейших занятий спортом.
При поступлении в университет студенты-ориентировщики
(1-й разряд; КМС; МС) вступают в этап спортивного совершенство-
вания.