Особенности деятельности различных типов государственных…
3
В отношении хозяйственной деятельности отметим, что финан-
совое обеспечение учреждений осуществляется в виде предоставле-
ния субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы
Российской Федерации. В процессе деятельности автономные и
бюджетные учреждения могут совершать крупные сделки.
Однако у автономных учреждений более высокий уровень фи-
нансово-хозяйственной самостоятельности, которая достигается за
счет открытия расчетного (а не лицевого) счета, а также возможности
прямого приобретения имущества без учета требований Федерально-
го закона от 21 июля 1996 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на по-
ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государствен-
ных и муниципальных нужд» и при определенных условиях перехода
на упрощенную систему налогообложения.
Учреждение участвует в имущественном обороте посредством
закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества,
в том числе приобретенного за счет приносящей доход деятельности.
В этом проявляется определенный в ст. 48 ГК РФ признак имуще-
ственной обособленности юридического лица (ст. 120 ГК РФ). С 1
января 2011 г. учредитель бюджетного учреждения в лице органа,
осуществляющего полномочия и функции учредителя, создает и
формирует государственные (муниципальные) задания для учрежде-
ний, финансовое обеспечение которых осуществляется в виде субси-
дий из соответствующего бюджета бюджетной системы государства.
Переход от сметного финансирования к получению субсидий на вы-
полнение государственного (муниципального) задания учредителя
позволит повысить эффективность функционирования бюджетных
образовательных учреждений за счет повышения качества и полноты
предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг.
Бюджетные учреждения смогут конкурировать в борьбе за потреби-
теля, ориентироваться на потребности общества в соответствующих
услугах и обладать более широким объемом прав и полномочий.
Имущество, закрепленное за тремя типами учреждений на праве
оперативного управления, принадлежит его собственнику, за исклю-
чением внебюджетных доходов, которыми автономные и бюджетные
учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.
Законодательно определено, что «под особо ценным движимым
имуществом понимается движимое имущество, без которого осу-
ществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности
будет существенно затруднено» (ст. 9.2 Федерального закона от 12
января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») (в ред. от
2 июля 2013 г.). Согласно постановлению Правительства РФ от 26
июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного
или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого