Ю.Л. Городилова
2
Такие учреждения не имеют права предоставлять и получать кре-
диты (займы), приобретать ценные бумаги, субсидии и бюджетные
кредиты. При этом они не вправе, по общему правилу, совершать
сделки, возможными последствиями которых являются отчуждение
или обременение имущества, закрепленного за учреждением на праве
оперативного управления, или имущества, приобретенного за счет
средств, выделенных учреждению собственником на приобретение
такого имущества.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только
находящимися в его распоряжении денежными средствами; по дол-
гам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имуще-
ство, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управ-
ления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от прино-
сящей доход деятельности.
Одним из нововведений является то, что финансовое обеспечение
деятельности осуществляется за счет средств соответствующего
бюджета бюджетной системы России на основании бюджетной сме-
ты. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными
средствами через открытые ему лицевые счета.
Поскольку законодательно правовые статусы автономных и
бюджетных учреждений практически идентичны, то следует обоб-
щить их основные характеристики.
Указанные учреждения являются разновидностями одной орга-
низационно-правовой формы юридического лица – некоммерческой
организации. Их деятельность связана с выполнением работ, оказа-
нием услуг в целях осуществления функций государства в различных
социально-культурных сферах.
Такие типы учреждений вправе заниматься приносящей доход
деятельностью в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ.
При этом получаемые от занятия такой деятельностью доходы по-
ступают в самостоятельное распоряжение учреждений. В этом случае
доходы направляются на реализацию целей, ради которых были со-
зданы учреждения.
Согласно ч. 4 ст. 61 и ч. 1 ст. 65 ГК РФ учреждение независимо
от правового статуса его учредителя не может быть ликвидировано
вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Собствен-
ник имущества как автономного, так и бюджетного учреждения не
несет субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения
(ст. 120 ГК РФ).
Автономное учреждение, в отличие от бюджетного учреждения,
не отвечает по своим обязательствам имуществом, приобретенным за
счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности (ст.
120 ГК РФ).