Методы театральной педагогики как здоровьесберегающая технология для детей
искренне верит сам творящий артист) естественно втягивают в ра-
боту самую природу. Только она умеет в полной мере управлять
нашими мышцами, правильно напрягать или ослаблять их» [4, с.73].
Таким образом, действие актера на сцене можно рассматривать и
как некое средство, позволяющее повысить эффективность и облег-
чить процесс реабилитации детей с нарушениями здоровья. К то-
му же специфика коррекции опорно-двигательного аппарата такова,
что требует от ребенка немало сил и внимания. Потому дети бы-
стро устают, ленятся, им неинтересно просто выполнять скучные
упражнения. Эффективность реабилитации возможна только в пси-
хологически комфортных для ребенка условиях, которыми для детей
раннего и младшего школьного возраста являются условия игры в
том или ином виде. Методами театральной педагогики можно развить
фантазию и воображение, а адекватные образы и яркие эмоции позво-
ляют сделать движение более точным и правильным — «каждое наше
движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной
жизни воображения» [5, с. 96]. Каждое упражнение актерского психо-
физического тренинга включает фантазию (мысли, образы), чувства
(эмоции) и движения. Психо-физический актерский тренинг, разрабо-
танный С.В. Клубковым «на основе открытий К.С. Станиславского,
построен по биологическому, эволюционному принципу, по принципу
развития живой жизни, живой материи: от клетки до сложного ор-
ганизма, от зернышка до взрослого растения. И это самое главное.
Тренинг построен таким образом, чтобы избегать оценочного уровня
восприятия. Поэтому творческие задания предполагают путь создания
образов от невозможного, нереального к знакомому и реальному. Этот
путь начинается с создания нереальных существ — с абракадабры
— и заканчивается рождением человека» [3, с.58]. Важной соста-
вляющей тренинга С.В. Клубкова являются упражнения из цикла
«Эволюция». В процессе цикла «эволюции» ребенок проходит стадии
становления жизни: одноклеточное существо—растение—насекомое—
рыба—земноводное—пресмыкающееся—птица—млекопитающие. Та-
ким образом,соблюдается принцип: «от простого к сложному», что,
несомненно, важно в ходе реабилитационных и коррекционных ме-
роприятий. Происходит повторение филогенеза, что способствует
онтогенезу данного индивида. В процессе проигрывания всех этих
стадий ребенок проходит этапы развития двигательных навыков, не-
обходимых человеку с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Именно поэтому так высок коррекционный потенциал упражнений
цикла «Эволюция». Кроме того, данные упражнения требуют высоко-
го уровня внимания, концентрации, способствуют развитию активного
воображения, физических качеств и нормализации психической дея-
тельности.
3