О.Н.Коновалова
устранения нарушений опорно-двигательного аппарата (О.Д.А.), как
правило, применяют довольно скучные и однообразные упражнения
или комплексы упражнений. Кроме того, детей с нарушениями здо-
ровья часто отстраняют или ограничивают в активных массовых ме-
роприятиях. Таким образом, эти дети практически не имеют возмож-
ности реализовать себя как личность, а эффективность реабилитации
и коррекции крайне низка. Необходимо найти методы, обеспечиваю-
щие возможность общения, позволяющие добиваться успеха, которые
будут служить источником приятных переживаний и одновременно
как бы указывать ребенку «обходной путь» для овладения движением.
К.С. Станиславский заметил: «Внутренние чувствования незаметно
для нас порождают действия. Чем тоньше чувствование, тем больше
четкости, точности и пластичности оно требует при своем физиче-
ском воплощении» [4, с. 122]. И двигательное развитие через разви-
тие этого «внутреннего чувствования» является важной составляю-
щей реабилитации детей с нарушениями О.Д.А. В основе методов, о
которых пойдет речь далее, лежит система К.С. Станиславского. При-
влекая детей к театральному искусству и обучая их основам сцени-
ческой игры, можно положительно влиять на процесс реабилитации.
В игре происходит формирование произвольного поведения ребен-
ка, его социализация. «Как феномен педагогической культуры, игра
выполняет важные функции: социализации, коммуникации, самореа-
лизации, диагностики и коррекции» [2, с. 21]. Коррекция нарушений
опорно-двигательного аппарата производится с помощью методов ле-
чебной физкультуры(ЛФК) и рефлексотерапии, разработанных на ка-
федре реабилитации спортивной медицины и лечебной физкультуры
Российского государственного медицинского университета в сочета-
нии с методами театральной педагогики. Методики ЛФК основаны на
формировании правильного движения и мышечного тонуса, что реа-
лизуется в результате использования рефлексов первого года жизни.
Ребенок в своем развитии в правильном порядке на основе рефлексов
первого года жизни учится всем движениям, которые ему понадобятся
в дальнейшей жизни. Поэтому вызывая эти рефлексы, можно норма-
лизовать их тонус и «научить» правильному движению.
Применяя методы актерского тренинга, можно в значительной сте-
пени повысить эффективность используемых лечебных упражнений
за счет привлечения элемента игры. Игра является основной формой
существования ребенка, получения им знаний, жизненного опыта,
особенно для детей раннего возраста. Определив ребенку сцениче-
ское действие, которое, как мы знаем, является основополагающим
элементом работы актера, можно добиться очень хороших резуль-
татов. «Подлинное действие (реальное или в воображаемой жизни,
хорошо обоснованное предлагаемыми обстоятельствами, в которое
2