Технология "ВАЛЕО-МГТУ" для реализации процесса управления здоровьем в вузовской среде - page 8

Л.А. Дартау, Т.А. Стефанюк
на уровень конкретной личности
в течение всего периода ее суще-
ствования
(в связи с непрерывным процессом развития науки) потре-
бует создания
новой
педагогической дисциплины. Некоторые элемен-
ты такого обучения в ряде стран уже существуют. Это так называемые
«школы здоровья» при учреждениях первичной медицинской помощи,
где на добровольной основе «обучаются» лица с избыточным весом,
никотиновой и алкогольной зависимостью, повышенным сахаром кро-
ви и т. д. К одной из форм такого обучения следует отнести и широко
распространенные в нашей стране занятия с будущими матерями при
женских консультациях, а после рождения ребенка — при детских по-
ликлиниках.
Для реализации предложенного потребуется как разработка новых
форм, так и содержания обучения для всех возрастных категорий. Не-
обходимый объем передаваемой информации будет также зависеть от
индивидуальных особенностей личности, а также от конкретной си-
туации — попадание в группы риска по определенной нозологии или
локализации неблагополучия, этнической и культурной принадлеж-
ности, ментальных особенностей личности. Регламент также будет
определяться одним из трех мест заключения договора о совместном
управлении здоровьем — с работодателем, администрацией образо-
вательного учреждения или местной администрацией. Основой для
такой новой дисциплины, по мнению автора, может стать относи-
тельно молодая отечественная наука, не получившая еще должного
признания, —
валеология
(от лат. Valeo — я здоров), основоположни-
ком которой принято считать нашего соотечественника И.И. Брехмана
(1921—1994 гг.) [12].
В контексте изложенного базовым научным фундаментом валеоло-
гии, наравне с медициной, становится теория систем, теория управле-
ния и, естественно, психология.
Как это принято в теории систем, когда ввиду сложности структу-
ры и функциональных проявлений объекта невозможно привести его
математическое описание, используем способ ситуационного (имита-
ционного) моделирования. На рис. 2 представлена иерархическая схе-
ма, на которой для наглядности в виде секторов полусфер, вложенных
друг в друга, изображены отдельные «детерминанты здоровья» по сте-
пени их удаленности от объекта воздействия (организма конкретного
человека), ВОЗ, 1989 г. [13].
Возраст, пол и наследственные факторы составляют фундамент
здоровья и не предполагают какого-либо воздействия на них с це-
лью их изменения (сектор 4). Факторы образа жизни сосредоточены
в «жилище» (сектор 3), которое и охраняется соответствующим зако-
ном о невмешательстве в частную жизнь и неприкосновенность жи-
лища. Все остальные факторы входят в сектора сферы 2 — сферы
8
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook