Опыт создания инженерной социальной сети и исследование путей ее развития
5
дукта и задачи достижения каких-либо его качеств (минимизация
массы изделия, оптимизации технологичности конструкций и др.).
Фактически технологам задается вопрос: какими метода-
ми можно решить технические задачи гипотетического продук-
та? Следовательно, участвуя в подборе подходящих технологий,
специалисты-технологи избавлены от необходимости вникать
в детали устройства продукта и, тем более, в проблематику рынков
и тенденций отраслевого развития. Аналогично конструкторам
и маркетологам не обязательно быть экспертами в области техно-
логий, они их интересуют не сами по себе, а как средства решения
выявленных технических задач.
Подбор технологий включает первичный (в первом приближе-
нии) анализ взаимной совместимости технических решений, полу-
чаемых в результате подбора. Если подбор удается сделать, то исхо-
дная гипотеза считается обоснованной и превращается в рабочую.
При формировании замысла продукта, как это показано на ри-
сунке, рассматриваются задачи его разработки. Однако кроме них
в инновационном проекте требуют решения и другие задачи, такие,
как изготовление деталей изделия, сопровождение продукта на ста-
дии эксплуатации, организация сбыта, финансирование, юридиче-
ское обеспечение и ряд других. Однако в фазе формирования замыс-
ла эти задачи не попадают в поле зрения, а их постановка и решение
относятся к последующим фазам инновационного проектирования.
Организация работ по изображенной на рисунке схеме позво-
ляет в определенной степени решить проблему информационного
барьера. Как видим, решение достигается за счет выделения тех-
нических задач в явном виде как некоторого множества, существу-
ющего независимо от множества технологий и множества возмож-
ных продуктов (рис. 2). Между технологиями и техническими за-
дачами нет жесткой привязки: одна и та же техническая задача мо-
жет решаться разными технологиями, а одна и та же технология
может решать разные технические задачи. Данное понимание тех-
нических задач как самостоятельной «сущности» как раз и позво-
ляет реализовать «развязку» функций специалистов-технологов,
конструкторов и маркетологов.
Само понятие технической задачи, решаемой с помощью не-
которой технологии, не является оригинальным. Технические за-
дачи обычно рассматриваются как часть описания технологий,
в частности, в патентных документах. Отличие того, что именно
мы видим в практике инновационных разработок, состоит в рас-
ширенном понимании технологий. Во-первых, технологией мо-
жет быть изобретение, ноу-хау и просто банальное техническое
решение, ценность которого определяется в комплексе с другими
технологиями. Во-вторых, технологии характеризуются в связке
с самостоятельно существующим множеством технических задач.