Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий, И.А. Крысин

6

Гуманитарный вестник

# 7·2017

В трудах французских философов (М. Фуко, Ж.-Ж. Деррида,

Ж.-Ф. Лиотара) принципы постструктурализма, или постмодернизма,

представлены следующими положениями: ключом ко всем пробле-

мам человечества является своеобразие человека; оригинальность

человека исключает как аналитические научные методы, так и до-

стижения герменевтического согласия; в мире господствует не ком-

муникативный разум, а полные антагонизма языковые игры; в любой

сфере человеческой деятельности господствует плюрализм; идеал

ясности не выдерживает критики, люди добиваются не ясности, а ин-

дивидуальных прагматических интересов.

Наконец, можно зафиксировать следующие постулаты диалекти-

ческого материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Э. Ильен-

ков): материя первична, а сознание вторично; сознание людей опре-

деляется их общественным бытием, т. е. производством, владением,

пользованием, распоряжением абстрактного, лишенного всяких раз-

личий труда; наука является проявлением производственных отно-

шений; во всех областях действительности господствуют диалекти-

ческие противоречия; в науке должен культивироваться не метафи-

зический, а диалектический метод.

Авторы статьи не рассматривают достаточно известные положе-

ния китайской, индийской и иных восточных философских кон-

струкций, которые, как и европейские, вошли в человеческое созна-

ние через системы школьного образования и культурно-знаковые си-

стемы, несмотря на унифицирующую роль информационных сетей,

которые якобы стирают все национальные и культурные традиции,

формируя глобального человека.

В философии упущен очень ответственный момент истории че-

ловечества: мировоззренческий поворот состоялся — человечество

реально вступает в космический период своей истории, это убеди-

тельно показывают науки и новые научные направления, а философ-

ского осмысления эпохального события не состоялось. Своей «тео-

рии всего» у философии даже не просматривается.

Вместе с тем следует отметить целенаправленные и последова-

тельные усилия, которые демонстрируют многие авторы журнала

«Философия науки», прежде всего А.Л. Симанов, А.Ю. Сторожук,

емко выразившие суть трудностей: «Большей фундаментальностью,

чем унифицированная теория всех взаимодействий, не обладает ни

одна другая наука» [16, с. 152]. Источник трудностей понятен — это

новая физическая реальность, познание которой требует кардиналь-

ных изменений в методологии научных исследования. В.В. Кизима

считает, что если во времена Бора и Эйнштейна вставал вопрос

о смыслах квантовой механики, то сегодня необходимы новые кос-

мологические смыслы [17, с. 81].