Г.И. Ловецкий, И.А. Крысин
6
Гуманитарный вестник
# 7·2017
В трудах французских философов (М. Фуко, Ж.-Ж. Деррида,
Ж.-Ф. Лиотара) принципы постструктурализма, или постмодернизма,
представлены следующими положениями: ключом ко всем пробле-
мам человечества является своеобразие человека; оригинальность
человека исключает как аналитические научные методы, так и до-
стижения герменевтического согласия; в мире господствует не ком-
муникативный разум, а полные антагонизма языковые игры; в любой
сфере человеческой деятельности господствует плюрализм; идеал
ясности не выдерживает критики, люди добиваются не ясности, а ин-
дивидуальных прагматических интересов.
Наконец, можно зафиксировать следующие постулаты диалекти-
ческого материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Э. Ильен-
ков): материя первична, а сознание вторично; сознание людей опре-
деляется их общественным бытием, т. е. производством, владением,
пользованием, распоряжением абстрактного, лишенного всяких раз-
личий труда; наука является проявлением производственных отно-
шений; во всех областях действительности господствуют диалекти-
ческие противоречия; в науке должен культивироваться не метафи-
зический, а диалектический метод.
Авторы статьи не рассматривают достаточно известные положе-
ния китайской, индийской и иных восточных философских кон-
струкций, которые, как и европейские, вошли в человеческое созна-
ние через системы школьного образования и культурно-знаковые си-
стемы, несмотря на унифицирующую роль информационных сетей,
которые якобы стирают все национальные и культурные традиции,
формируя глобального человека.
В философии упущен очень ответственный момент истории че-
ловечества: мировоззренческий поворот состоялся — человечество
реально вступает в космический период своей истории, это убеди-
тельно показывают науки и новые научные направления, а философ-
ского осмысления эпохального события не состоялось. Своей «тео-
рии всего» у философии даже не просматривается.
Вместе с тем следует отметить целенаправленные и последова-
тельные усилия, которые демонстрируют многие авторы журнала
«Философия науки», прежде всего А.Л. Симанов, А.Ю. Сторожук,
емко выразившие суть трудностей: «Большей фундаментальностью,
чем унифицированная теория всех взаимодействий, не обладает ни
одна другая наука» [16, с. 152]. Источник трудностей понятен — это
новая физическая реальность, познание которой требует кардиналь-
ных изменений в методологии научных исследования. В.В. Кизима
считает, что если во времена Бора и Эйнштейна вставал вопрос
о смыслах квантовой механики, то сегодня необходимы новые кос-
мологические смыслы [17, с. 81].