Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы жизнедеятельности человека вне Земли

Гуманитарный вестник

# 7·2017 5

ние землян выкупить как можно больше участков на Луне будет нарас-

тать) или социалистический? Рыночный предполагает концентрацию

ресурсов в руках наиболее эффективных собственников (не всегда

честных и далеких от понятий социальной справедливости). Социали-

стический тип экономики предполагает более развитую теорию, нежели

та, которая была апробирована в истории Земли. Это вовсе не баналь-

ные вопросы, которые можно оставить на потом, когда совершится

главное — человек обустроится на Луне, как на родине, поскольку все

взаимообусловлено и связано, целое определяет части, — таков вывод,

к которому пришел физик В. Гейзенберг.

Еще одна проблема — политическая: как будет организовано

управление космическим поселением? Есть лунное правительство, но

по факту будут и первые поселенцы, которым предстоит решать, кому

доверить роль старшего — самому умному или самому сильному? Ка-

кой тип государственного устройства будет доминировать в лунном

поселении — демократический, монархический, анархический?

Также существует религиозная проблема: человек не сможет отка-

заться от религиозных воззрений. Космонавт-атеист, ставший жителем

лунного поселения, может со временем вспомнить свои культурно-

исторические истоки, фундаментально связанные с религиозными пред-

ставлениями, и оживить их в отношениях между поселенцами. Какая

религиозная мотивация станет доминирующей: христианская (право-

славная или католическая), исламская, иудаистская или верования вуду?

Будут ли поселенцы настаивать на строительстве храмов, мечетей или

будут молиться каждый в своих домах, а возможно, победят экумениче-

ские настроения?

Мировоззренческая проблема заключается в том, что сравни-

тельный анализ философских систем показывает их полярность в от-

ношении одних и тех же сущностей.

Усилиями английских и американских философов (В. Витген-

штейн, Дж. Остин, У. Куайн, Х. Патнэм, Р. Рорти) сложились следу-

ющие принципы аналитической философии: избегать метафизики,

т. е. общих рассуждений, не имеющих какой-либо научной поддерж-

ки; любое утверждение сводить к понятиям о признаках, которые

можно измерить, и при этом решающая роль отводится достижениям

математической логики.

Немецкие философы (К.-О. Апель, Ю. Хабермас, Г. Гадамер) счи-

тали, что принципы герменевтической философии формулируются

следующим образом: науке в концептуальном отношении предше-

ствуют философия и ее методы; наука не монологична, а диалогична,

она имеет языковой характер, так как диалог реализуется средствами

языка; наука является продуктом коммуникативного разума; согласие

имеет место в том случае, если люди решают руководствоваться об-

щими установками, в том числе логическими и ценностными.