Актуальные проблемы жизнедеятельности человека вне Земли
Гуманитарный вестник
# 7·2017 5
ние землян выкупить как можно больше участков на Луне будет нарас-
тать) или социалистический? Рыночный предполагает концентрацию
ресурсов в руках наиболее эффективных собственников (не всегда
честных и далеких от понятий социальной справедливости). Социали-
стический тип экономики предполагает более развитую теорию, нежели
та, которая была апробирована в истории Земли. Это вовсе не баналь-
ные вопросы, которые можно оставить на потом, когда совершится
главное — человек обустроится на Луне, как на родине, поскольку все
взаимообусловлено и связано, целое определяет части, — таков вывод,
к которому пришел физик В. Гейзенберг.
Еще одна проблема — политическая: как будет организовано
управление космическим поселением? Есть лунное правительство, но
по факту будут и первые поселенцы, которым предстоит решать, кому
доверить роль старшего — самому умному или самому сильному? Ка-
кой тип государственного устройства будет доминировать в лунном
поселении — демократический, монархический, анархический?
Также существует религиозная проблема: человек не сможет отка-
заться от религиозных воззрений. Космонавт-атеист, ставший жителем
лунного поселения, может со временем вспомнить свои культурно-
исторические истоки, фундаментально связанные с религиозными пред-
ставлениями, и оживить их в отношениях между поселенцами. Какая
религиозная мотивация станет доминирующей: христианская (право-
славная или католическая), исламская, иудаистская или верования вуду?
Будут ли поселенцы настаивать на строительстве храмов, мечетей или
будут молиться каждый в своих домах, а возможно, победят экумениче-
ские настроения?
Мировоззренческая проблема заключается в том, что сравни-
тельный анализ философских систем показывает их полярность в от-
ношении одних и тех же сущностей.
Усилиями английских и американских философов (В. Витген-
штейн, Дж. Остин, У. Куайн, Х. Патнэм, Р. Рорти) сложились следу-
ющие принципы аналитической философии: избегать метафизики,
т. е. общих рассуждений, не имеющих какой-либо научной поддерж-
ки; любое утверждение сводить к понятиям о признаках, которые
можно измерить, и при этом решающая роль отводится достижениям
математической логики.
Немецкие философы (К.-О. Апель, Ю. Хабермас, Г. Гадамер) счи-
тали, что принципы герменевтической философии формулируются
следующим образом: науке в концептуальном отношении предше-
ствуют философия и ее методы; наука не монологична, а диалогична,
она имеет языковой характер, так как диалог реализуется средствами
языка; наука является продуктом коммуникативного разума; согласие
имеет место в том случае, если люди решают руководствоваться об-
щими установками, в том числе логическими и ценностными.