1
УДК 808.2:378.02
Изучение Москвы на занятиях
по русскому языку как иностранному
в МГТУ им. Н.Э. Баумана
© К.Д. Зацепина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Статья посвящена проблеме московской топонимики. Исследуется процесс фор-
мирования и развития Басманного района. Предлагается система упражнений для
лучшего овладения материалом указанной лингвокультурологической темы.
Ключевые слова:
культура, история и традиции, топомимия Москвы, этимология,
новые смыслы.
Топонимия — один из важнейших источников историко-
лингвистической информации. Названия площадей, улиц, проспектов
города Москвы являются бесценным материалом для историка-
краеведа, лингвиста, географа. Немало работ посвящено проблемам
топонимии в целом и топонимии Москвы в частности. Среди первых
следует назвать исследования А.В. Суперанской («Общая теория
имени собственного» и другие), М.В. Горбаневского («Русская го-
родская топонимия»), Ю.А. Карпенко («Топонимика и ее место в
лексической системе языка»), Э.М. Мурзаева («Топонимика и гео-
графия»), статьи Т.А. Ивановой, О.С. Ахмановой и В.Д. Беленькой
и др. Ко вторым относятся работы Е.М. Поспелова, Ю.К. Ефремова,
Г.П. Смолицкой, Ю.А. Федосюка и др. Среди значимых работ необ-
ходимо отметить также кандидатские диссертации Т.Ф. Сапроновой
«Топонимия Москвы по названиям церквей и монастырей» (1998),
Н.Ю. Забелина «Московская городская топонимия. Структурно-се-
мантический анализ топонимической системы» (2007).
Лингвострановедческие сведения являются неотъемлемой частью
современного занятия по русскому как иностранному (РКИ). Готовя
лингвострановедческий материал для семинара, преподавателю сле-
дует учитывать, что языковая среда, кроме страноведческого матери-
ала общего характера, содержит и информацию, связанную непо-
средственно с конкретной местностью пребывания студентов. Крае-
ведческие знания помогают иностранным учащимся лучше ориенти-
роваться в малознакомой местности, а также способствуют
формированию лингвокоммуникативной компетенции студентов в