К.Д. Зацепина
2
условиях данного города. Приобретенные на занятиях по русскому
языку знания и умения закрепляются и активизируются в реальных
ситуациях, возникающих при соприкосновении студентов с окружа-
ющей их языковой средой, и, следовательно, осуществляется связь
учебного процесса с жизнью, что повышает мотивацию в обучении
русскому языку как иностранному.
Целью
данного исследования яв-
ляется разработка комплекса заданий, направленных на расширение
знаний студентов-иностранцев о районе Москвы, где они живут и
учатся. В работе использованы переводно-грамматический, комму-
никативный и когнитивный
методы
.
Существуют пособия, предлагающие различные подходы для
знакомства со столицей России и содержащие разнообразную ин-
формацию о Москве. Среди них следует отметить несколько посо-
бий, вышедших в последние годы: Прохоров Ю.Е., Голубева А.В.
«7 прогулок по Москве» (1-ое издание — 1997 г., переиздание —
2006 г.), Перевозникова А.К. «Россия: страна и люди» (2006).
Иностранные студенты, обучающихся в МГТУ им. Н.Э. Баумана,
изучают Москву и ее достопримечательности как в рамках обяза-
тельного курса, предусмотренного программой, так и по дополни-
тельным материалам, подбираемым преподавателями РКИ в соответ-
ствии с запланированными экскурсиями.
Хотелось бы отметить, что страноведческая работа может прово-
диться на каждом занятии по РКИ в форме небольших заданий. Это
может быть задание на аудирование: преподаватель читает неболь-
шой текст об одном из памятников или об одной из улиц Москвы,
а учащиеся затем отвечают на вопросы устно или определяют, пра-
вильной или ложной является информация в послетекстовом зада-
нии. Возможна разнообразная устная работа с картой Москвы.
Например, проложить маршрут до одного до другого пункта и опи-
сать свой путь. Одним из вариантов работы по москвоведению может
быть анализ или сопоставление стихотворений о Москве русских по-
этов, например, Ф.Н. Глинки «Москва», П.А. Вяземского «Очерки
Москвы», М.Ю. Лермонтова «Москва, Москва... люблю тебя как
сын...», А.Н. Майкова «Воробьевы горы», И.А. Бунина «В Москве»,
М.И. Цветаевой «Домики старой Москвы» и мн. др.
Выбирая материал, связанный с историей и архитектурой Моск-
вы, преподавателю следует остановиться не только на широко из-
вестных достопримечательностях, но и осветить историю района, в
котором живут и учатся студенты. Прежде всего следует обратиться
к названиям улиц, т. к. это источник ценной исторической и культур-
ной информации. По словам известного исследователя московской
топонимики М.В. Горбаневского, «...названия улиц Москвы, остава-
ясь памятниками истории, языка, культуры, исторической географии,