Приоритеты российского машиностроения в свете новой индустриальной революции
Гуманитарный вестник
# 01·2017 5
бованиями должны идти вместе и последние технологические реше-
ния, пусть даже поначалу они кажутся совершенно невозможными и
фантастическими. Необходимо помнить, что вложения в науку и со-
пряженные с ней отрасли не всегда приносят прибыль сразу, для это-
го понадобится время.
На примере США можно увидеть, что вклад в инновационные
технологии делается с большим расчетом на будущее. В период с
1993 по 2000 г. американские федеральные министерства и ведом-
ства, осуществляющие деятельность в области исследований и разра-
боток, финансировали около 700 программ НИОКР (включая военные),
выделяя на эти цели более 70 млрд долларов ежегодно. Значительная
часть указанных программ имеет общенациональное значение [5].
Относительно невысокие объемы выпуска инновационной про-
дукции — это одна из особенностей функционирования российской
обрабатывающей промышленности. Среди них аддитивные техноло-
гии производства, позволяющие создавать изделие по слоям, при
этом сохраняя высокую точность производства и исключая влияние
на него человеческого фактора. Это прежде всего SLA-технология
(Stereolithography Apparatus), или стереолитография — послойное от-
верждение жидкого фотополимера, вещества, изменяющего свои
свойства под воздействием света лазера, и SLS-технология (Selective
Laser Sintering, Selective Laser Melting) — селективное лазерное спе-
кание. К фирмам, занимающимися этим в России, можно отнести
ФГУП «НАМИ», АБ «Универсал», НПО «Салют», ОАО «НИАТ».
Инновационные цифровые технологии занимают на данный мо-
мент, одну из самых больших ниш в сфере инновационных техноло-
гий. Среди них можно выделить омниканальный подход к оплате по-
купок, который сочетает офлайн- и онлайн-ритейл-каналы, например,
первый в России проект внедрения на турникетах метро платежной
технологии MasterCard PayPass запущен в Санкт-Петербурге в январе
2015 г. На всех станциях метрополитена Санкт-Петербурга для бес-
контактной оплаты оборудована левая тумба багажного турникета с
надписью «Оплачивайте проезд картой» [6].
Следует заметить, что продвижение инноваций и переход на сле-
дующий технологический уклад является жизненно важной задачей
для сохранения экономического суверенитета Российской Федера-
ции. Экономика развивается, и совершенно очевидно, что, не имея
возможности обеспечить себя инновационными продуктами в Рос-
сии, предприниматели будут вынуждены искать их за рубежом, а это
повлечет за собой только ухудшение общей ситуации с предложени-
ем в среде, в которой отсутствует (или уже удовлетворен) спрос.
Например, российский рынок композитов характеризуется преобла-
дающей долей стекловолокна, которая составляет около 130 тыс. т, или