Previous Page  5 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 7 Next Page
Page Background

Приоритеты российского машиностроения в свете новой индустриальной революции

Гуманитарный вестник

# 01·2017 5

бованиями должны идти вместе и последние технологические реше-

ния, пусть даже поначалу они кажутся совершенно невозможными и

фантастическими. Необходимо помнить, что вложения в науку и со-

пряженные с ней отрасли не всегда приносят прибыль сразу, для это-

го понадобится время.

На примере США можно увидеть, что вклад в инновационные

технологии делается с большим расчетом на будущее. В период с

1993 по 2000 г. американские федеральные министерства и ведом-

ства, осуществляющие деятельность в области исследований и разра-

боток, финансировали около 700 программ НИОКР (включая военные),

выделяя на эти цели более 70 млрд долларов ежегодно. Значительная

часть указанных программ имеет общенациональное значение [5].

Относительно невысокие объемы выпуска инновационной про-

дукции — это одна из особенностей функционирования российской

обрабатывающей промышленности. Среди них аддитивные техноло-

гии производства, позволяющие создавать изделие по слоям, при

этом сохраняя высокую точность производства и исключая влияние

на него человеческого фактора. Это прежде всего SLA-технология

(Stereolithography Apparatus), или стереолитография — послойное от-

верждение жидкого фотополимера, вещества, изменяющего свои

свойства под воздействием света лазера, и SLS-технология (Selective

Laser Sintering, Selective Laser Melting) — селективное лазерное спе-

кание. К фирмам, занимающимися этим в России, можно отнести

ФГУП «НАМИ», АБ «Универсал», НПО «Салют», ОАО «НИАТ».

Инновационные цифровые технологии занимают на данный мо-

мент, одну из самых больших ниш в сфере инновационных техноло-

гий. Среди них можно выделить омниканальный подход к оплате по-

купок, который сочетает офлайн- и онлайн-ритейл-каналы, например,

первый в России проект внедрения на турникетах метро платежной

технологии MasterCard PayPass запущен в Санкт-Петербурге в январе

2015 г. На всех станциях метрополитена Санкт-Петербурга для бес-

контактной оплаты оборудована левая тумба багажного турникета с

надписью «Оплачивайте проезд картой» [6].

Следует заметить, что продвижение инноваций и переход на сле-

дующий технологический уклад является жизненно важной задачей

для сохранения экономического суверенитета Российской Федера-

ции. Экономика развивается, и совершенно очевидно, что, не имея

возможности обеспечить себя инновационными продуктами в Рос-

сии, предприниматели будут вынуждены искать их за рубежом, а это

повлечет за собой только ухудшение общей ситуации с предложени-

ем в среде, в которой отсутствует (или уже удовлетворен) спрос.

Например, российский рынок композитов характеризуется преобла-

дающей долей стекловолокна, которая составляет около 130 тыс. т, или