Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий, Н.А. Гаврикова

2

Гуманитарный вестник

# 5·2016

практической деятельности: так появляются ритмические словосоче-

тания, движения, музыка, орнаменты и пропорции строительных

конструкций. Античные мыслители заметили, что ритм необходим.

Иначе звуки, если их не разделять в процессе движения, делают ме-

лодию темной и запутывают разум. Далеко не случайно пульс ново-

рожденного был уподоблен двум кратким временным единицам, что

соответствует пиррихию, пульс молодых людей — трохею, у взрос-

лых он напоминает спондей, а у стариков больше напоминает ямб.

Со временем встал вопрос о природе ритма и о науке ритмике.

К IV в. до н.э. относится трактат Аристоксена, ученика Аристотеля, с

примечательным названием «Элементы ритмики», который дошел до

наших дней в виде фрагмента, в котором проводится различие между

собственно ритмом и ритмизируемым. Как схема представляет собой

расположенные определенным образом части тела, так и ритм не

совпадает ни с чем ритмизируемым, скорее он располагает это рит-

мизируемое определенным образом и делает его тем или другим в от-

ношении времени. Если ритмичное — это нечто общее как аритмии,

так и ритму, то ритмизируемое — это нечто способное преобразовать-

ся в различные величины времен и всевозможные их составы [3].

Ритмические процессы исследовались в механике, физике

сплошных сред, электромагнетизме, оптике, эту тему не обошла кор-

пускулярная и волновая теория света, квантовая механика, однако

природу ритма объясняли внутренними причинами, присущими са-

мим телам и средам. В 1870 г. математик У.К. Клиффорд в трактате

«О пространственной теории материи» писал о том, что небольшие

участки пространства напоминают холмы на ровной в среднем по-

верхности, что подобные деформации (или искривления) непрерывным

образом, точно волны, переходят из одной области пространства в дру-

гую, а изменение кривизны пространства и есть то явление, о котором

мы говорим как о движении материи. Вывод его таков: в физическом

мире не происходит ничего, кроме такого изменения [4, с. 177–179].

Эти положения будет развивать А. Эйнштейн, а затем физик-

теоретик Ст. Хокинг и математик и физик-теоретик Р. Пенроуз. Аме-

риканский физик-теоретик Дж. Уилер, обобщив труды У.К. Клиф-

форда и А. Эйнштейна, попытался создать всеобъемлющую теорию,

основанную лишь на геометрии пустого пространства — времени, он

назвал свою программу геометродинамикой, ее цель состоит в объяс-

нении природы как частиц, так и взаимодействий на основе геомет-

рии. Нас будет интересовать физическая сторона явлений, у которых

наряду с внутренней причиной имеется и внешняя.

Идея о верховенстве Солнца над природой и людьми отразилась

в представлениях пифагорейцев о том, что дневное светило находит-

ся в центре видимого мира. Гераклит из Гераклеи объяснял измене-