Г.И. Ловецкий, Н.А. Гаврикова
2
Гуманитарный вестник
# 5·2016
практической деятельности: так появляются ритмические словосоче-
тания, движения, музыка, орнаменты и пропорции строительных
конструкций. Античные мыслители заметили, что ритм необходим.
Иначе звуки, если их не разделять в процессе движения, делают ме-
лодию темной и запутывают разум. Далеко не случайно пульс ново-
рожденного был уподоблен двум кратким временным единицам, что
соответствует пиррихию, пульс молодых людей — трохею, у взрос-
лых он напоминает спондей, а у стариков больше напоминает ямб.
Со временем встал вопрос о природе ритма и о науке ритмике.
К IV в. до н.э. относится трактат Аристоксена, ученика Аристотеля, с
примечательным названием «Элементы ритмики», который дошел до
наших дней в виде фрагмента, в котором проводится различие между
собственно ритмом и ритмизируемым. Как схема представляет собой
расположенные определенным образом части тела, так и ритм не
совпадает ни с чем ритмизируемым, скорее он располагает это рит-
мизируемое определенным образом и делает его тем или другим в от-
ношении времени. Если ритмичное — это нечто общее как аритмии,
так и ритму, то ритмизируемое — это нечто способное преобразовать-
ся в различные величины времен и всевозможные их составы [3].
Ритмические процессы исследовались в механике, физике
сплошных сред, электромагнетизме, оптике, эту тему не обошла кор-
пускулярная и волновая теория света, квантовая механика, однако
природу ритма объясняли внутренними причинами, присущими са-
мим телам и средам. В 1870 г. математик У.К. Клиффорд в трактате
«О пространственной теории материи» писал о том, что небольшие
участки пространства напоминают холмы на ровной в среднем по-
верхности, что подобные деформации (или искривления) непрерывным
образом, точно волны, переходят из одной области пространства в дру-
гую, а изменение кривизны пространства и есть то явление, о котором
мы говорим как о движении материи. Вывод его таков: в физическом
мире не происходит ничего, кроме такого изменения [4, с. 177–179].
Эти положения будет развивать А. Эйнштейн, а затем физик-
теоретик Ст. Хокинг и математик и физик-теоретик Р. Пенроуз. Аме-
риканский физик-теоретик Дж. Уилер, обобщив труды У.К. Клиф-
форда и А. Эйнштейна, попытался создать всеобъемлющую теорию,
основанную лишь на геометрии пустого пространства — времени, он
назвал свою программу геометродинамикой, ее цель состоит в объяс-
нении природы как частиц, так и взаимодействий на основе геомет-
рии. Нас будет интересовать физическая сторона явлений, у которых
наряду с внутренней причиной имеется и внешняя.
Идея о верховенстве Солнца над природой и людьми отразилась
в представлениях пифагорейцев о том, что дневное светило находит-
ся в центре видимого мира. Гераклит из Гераклеи объяснял измене-