Послесловие Победы: Великая Отечественная война в памяти студентов…
5
«Живая память» о прошедшей войне транслируется из поколения
в поколение через устные рассказы, воспоминания, истории о собы-
тиях прошлого, а также и через артефакты прошлого как конкретные
носители исторической информации, позволяющие лучше увидеть и
почувствовать непосредственную картину войны. История как орга-
низованная память о прошлом, как правило, воспроизводится через
яркие события, памятники, ритуалы, традиции, лица и имена или, по
образному выражению П. Нора, «места памяти» — то, что осталось
от прошлого и вокруг чего кружится все остальное, сказывается или
прорастает в настоящем прошлое [2].
Абсолютно справедливую картину можно наблюдать, если сопо-
ставить итоги вопросов, связанных с предметами памяти, сохранив-
шимися в семьях после войны до наших дней (рис. 5).
Рис. 5.
Связь между интересом к истории войны и сохранившимися в семьях арте-
фактами того времени
Опрос зафиксировал тот момент, что в семьях, где меньше «ис-
точников» исторической памяти, таких как фотографии, письма с
фронта, награды и др., молодые люди демонстрируют слабый инте-
рес к военной истории. Кстати, данный тренд также отмечен в других
аналогичных исследованиях: чем меньше остается предметов, «мест
памяти», связывающих нас лично с историческим прошлым, тем ста-
бильнее угасает личностный интерес к данным событиям. А в усло-
виях постоянно изменяющегося оценочного пространства истории
появляются некие «лакуны» памяти, заполняющиеся деформирован-
ными или заново сконструированными событиями и образами исто-
рической реальности [3].
Важным моментом исследования выступила проблематика оце-
нок итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде как
результат действия трансляционного механизма истории. Исследова-
0,00
5,00
10,00
15,00
20,00
25,00
30,00
35,00
40,00
45,00
Не интересующиеся Интересующиеся