Previous Page  5 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 8 Next Page
Page Background

Послесловие Победы: Великая Отечественная война в памяти студентов…

5

«Живая память» о прошедшей войне транслируется из поколения

в поколение через устные рассказы, воспоминания, истории о собы-

тиях прошлого, а также и через артефакты прошлого как конкретные

носители исторической информации, позволяющие лучше увидеть и

почувствовать непосредственную картину войны. История как орга-

низованная память о прошлом, как правило, воспроизводится через

яркие события, памятники, ритуалы, традиции, лица и имена или, по

образному выражению П. Нора, «места памяти» — то, что осталось

от прошлого и вокруг чего кружится все остальное, сказывается или

прорастает в настоящем прошлое [2].

Абсолютно справедливую картину можно наблюдать, если сопо-

ставить итоги вопросов, связанных с предметами памяти, сохранив-

шимися в семьях после войны до наших дней (рис. 5).

Рис. 5.

Связь между интересом к истории войны и сохранившимися в семьях арте-

фактами того времени

Опрос зафиксировал тот момент, что в семьях, где меньше «ис-

точников» исторической памяти, таких как фотографии, письма с

фронта, награды и др., молодые люди демонстрируют слабый инте-

рес к военной истории. Кстати, данный тренд также отмечен в других

аналогичных исследованиях: чем меньше остается предметов, «мест

памяти», связывающих нас лично с историческим прошлым, тем ста-

бильнее угасает личностный интерес к данным событиям. А в усло-

виях постоянно изменяющегося оценочного пространства истории

появляются некие «лакуны» памяти, заполняющиеся деформирован-

ными или заново сконструированными событиями и образами исто-

рической реальности [3].

Важным моментом исследования выступила проблематика оце-

нок итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде как

результат действия трансляционного механизма истории. Исследова-

0,00

5,00

10,00

15,00

20,00

25,00

30,00

35,00

40,00

45,00

Не интересующиеся Интересующиеся