Н.В. Оплетина, В.В. Бушуев
4
Как правило, те из респондентов, кто проявляет интерес к собы-
тиям прошедшей войны, предпочитают получать информацию из
первоисточников, либо источников на основе документалистики:
книг, мемуаров, документальных фильмов, рассказов родственников,
демонстрируя таким образом желание выявить «живую» картину
прошедших событий.
А вот среди респондентов, не проявляющих интерес к Великой
Отечественной войне, большинство тех, кто знания о событиях прошло-
го получал из уроков истории. Но практика отражения социальной ис-
тории в нашей стране такова, что именно данный источник подвергался
наибольшему переформатированию и переписыванию, даже на памяти
молодых поколений. И, как правило, к такого рода источникам моло-
дежь не испытывает особого доверия, чувствуя навязываемый характер
транслируемой информации. Данный факт является важным сигналом
обществу: интерес к познанию истории страны, формирование истори-
ческой памяти молодых людей во многом зависят от качества учебни-
ков истории и профессионального уровня педагогов. Причем чем
профессиональнее и «современнее» педагог, тем лучше он сможет
«оживить» историю, не просто сухо пересказать ученикам факты и
события, а взволновать их и донести до каждого, что Великая Отече-
ственная война является частью их жизни, их истории.
В то же время исследование выявило определенные проблемы с
трансляцией исторического прошлого: на вопросы, связанные с да-
тами ключевых сражений, абсолютно верно ответила небольшая
часть опрашиваемых — лишь 7 % смогли точно определить даты
начала Второй мировой войны, Битвы за Москву, прорыва Блокады
Ленинграда и т. п. В то же время респонденты, продемонстрировав-
шие «полную историческую амнезию» и не знающие абсолютно ни
одной даты, составляют лишь 3 % опрошенных (рис. 4).
Рис. 4.
Знание ключевых дат Великой Отечественной войны
7%
26%
34%
23%
7% 3%
Знание ключевых дат
Знают все даты
Ошиблись в одной дате
Ошиблись в двух датах
Ошиблись в трех датах
Верно указали лишь
одну дату
Не верна ни одна дата