4
А.Г. Хрящева
ния на изменения внешних условий и параметров модели необходимо
иметь возможность прогнозирования различных вариантов развития
и оценивать возможные последствия. Для осуществления более деталь-
ного исследования и получения полной картины финансового состоя-
ния предприятия применяются методы анализа чувствительности, или
сценарного анализа [7]. В этом случае формируется дополнительный
расчетный блок модели для анализа чувствительности, где, изменяя
значения вводных параметров (например, подставляя разные значе-
ния инфляции) в блоке допущений, в операционной модели или меняя
формулы в блоке расчетов, можно выявить показатели, к которым мо-
дель наиболее чувствительна, а значит, на эти показатели деятельности
компании стоит обратить особое внимание при формировании управ-
ленческих решений и принять соответствующие меры по снижению
возникающих рисков [8].
Основу прогнозирования составляют обобщение и анализ имею-
щейся информации с последующим моделированием возможных вари-
антов развития и финансовых показателей. В каждой отрасли имеется
своя специфика относительно продукта, рынка, технологической це-
почки, производственного процесса и взаимоотношений с контраген-
тами, что налагает определенные ограничения на практику и технику
моделирования. Выбор методов и техник моделирования, массивов
исходных данных и допущений, а также точность и детализация рас-
четов напрямую зависят от целей прогнозирования. Временн
ы
м ша-
гом расчета может быть месяц, квартал или год – это зависит от целей
моделирования. Для оценки бизнеса интервалом выбирается год, для
кредитной модели чаще всего выбирается квартал. Для сроков менее
месяца трудно получить исходные данные, поэтому такие модели
практически не используются.
Каждая из групп лиц, заинтересованных в деятельности предпри-
ятия (стейкхолдеры), преследует свои цели финансового прогнозиро-
вания, и это существенно влияет на особенности построения той или
иной модели. Так, например, в зависимости от целей прогнозирования
модели могут отличаться: глубиной детализации экономики бизнеса;
используемыми прогнозами, исходными предпосылками и допущени-
ями; ожидаемыми результатами моделирования (выходными показате-
лями) – это могут быть денежные потоки, все формы отчетности, пол-
ное моделирование бизнеса, оценка/диапазон оценок бизнеса и др. [5].
В таблице представлены основные группы стейкхолдеров и сферы их
интересов в деятельности предприятия, рассмотрены отличительные
особенности построения финансовых моделей для каждой из указан-
ных категорий.