1
УДК 304.9/004.9
Влияние информационных технологий
на формирование глобального мира
© А.В. Чернышева, С.А. Макарычев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Статья посвящена анализу информационных технологий и их влияния на глобали-
зационные процессы, происходящие в современном социокультурном простран-
стве. Четко разграничивая такие понятия, как «информационное общество»,
«глобализация», «информатизация», выявляя как позитивные, так и негативные
последствия глобализации, авторы предпринимают попытку спрогнозировать
дальнейшее развитие информационного общества в глобализирующемся мире.
Ключевые слова:
информационное общество, информация и знания, глобализация,
информационная глобализация, глобальное информационное пространство, науч-
но-техническая революция, глобальный масштаб, достижения и открытия.
Информационное общество — состояние развития общественных
и, прежде всего, производственных отношений, при котором основ-
ная часть валового продукта не является материальной и выпускается
за счет создания и продажи наукоемких технологий, информацион-
ных продуктов, т. е. результатов интеллектуального труда граждан.
В настоящее время, несмотря на широкое распространение тер-
мина «информационное общество», ученые и специалисты еще не
пришли к единому пониманию его основного содержания [1–5]. Од-
ни считают, что это общество, в котором обеспечивается «легкий и
свободный доступ к информации по всему миру» [5, с. 11], другие —
что это общество, в котором «основными объектами и результатами
труда большинства являются информация и знания» [4, с. 94]. По
всей видимости, если речь идет о некоторой новой стадии развития
общества, ее более правильно определять на основе анализа измене-
ния производительных сил и производственных отношений. На наш
взгляд, с этой точки зрения информационное общество может быть
определено как общество, в котором основным предметом труда боль-
шей части людей являются информация и знания, а орудием труда —
информационные технологии. Существующие общественные отноше-
ния во многом определяются именно этим обстоятельством. Соответ-
ственно, экономика общества ориентирована на производство, прежде
всего, продуктов информационной и интеллектуальной деятельности,
связанных с выработкой новой информации и новых знаний, преобра-
зованием их к виду, удобному для потребления другими людьми, и
продажей этих продуктов [6].