Г.К. Девлет-Гельды, Я.Р. Зайнитдинова
4
В современном обществе люди (речь идет, прежде всего, об ин-
теллигенции, а не о работниках физического труда) с преобладаю-
щим данным компонентом сознания способны стать блестящими ис-
полнителями, мастерами своего дела, даже получить всеобщее при-
знание, но общественный прогресс обеспечить не смогут, поскольку
они слишком боятся новшеств, непредсказуемости и отступления от
привычных традиций и устоев. Однако существует и положительная
сторона традиционного сознания. Так, честность, порядочность и
добросовестность в современном мире приобретают все большую
экономическую полезность, и хочется надеяться, что в итоге они вы-
теснят различные формы лжи и двойных стандартов.
Рутинный компонент экономического сознания
складывается на
основе того, как человек способен воспринимать окружающий его
мир. Этот компонент более других отражает способность к субъек-
тивному восприятию объективной реальности на основе повседнев-
ных дел и событий.
Как правило, рутинное сознание противопоставляется творче-
скому, инновационному, точно так же, как и традиционное. Но если
цель традиционного компонента сознания — сохранить и преумно-
жить имеющиеся ценности, то рутинного — позволить человеку
жить, указывая, что делать в каждый определенный момент с извест-
ными предметами и как вести себя в тех или иных ситуациях.
Рутинные ᴨᴏᴛребности людей реализуются путем использования
уже произведенных предмеᴛᴏʙ и услуг, причем давно устоявшимися
методами. В качестве примера можно вспомнить пирамиду потребно-
стей А. Маслоу, где удовлетворение первичных, или физиологических,
потребностей (в воде, пище, одежде, жилье) реализуется с помощью ру-
тинного сознания, а на следующие две ступени (потребности безопас-
ности и сохранения социального статуса — любви, принадлежности к
определенной группе) работает уже традиционный компонент.
Практика современного менеджмента показывает, что сама эко-
номическая реальность постиндустриального общества делает вос-
требованными не рутинные или традиционные, а творческие способ-
ности человека. Предпринимателю выгодно привлекать работников
умственного труда с ярко выраженным творческим подходом к рабо-
те. Изменение в образе мыслей отдельных людей не может пройти
бесследно. Например, студенты и работники с преобладанием неру-
тинного/нетрадиционного компонентов сознания склонны к постоян-
ному поиску и приобретению знаний и информации, стремлению
освободиться от монотонной работы и традиционного досуга. Это
приводит к изменению их потребностей в видах деятельности, отды-
ха и быта, что в свою очередь влияет на рыночную конъюнктуру и
стимулирует переход экономики на инновационный путь развития.