Традиционные, рутинные и инновационные компоненты экономического сознания
3
шей школе [4], принята учеными для выяснения возникновения порядка
и сотрудничества из несогласованных, на первый взгляд, взаимодей-
ствий индивидуумов, действующих в своих интересах. Однако даже
лучшие экономисты-теоретики не останавливаются на изучении чистой
теории. Они мастерски используют экономический образ мышления,
предполагающий осмысление концептуальных положений как эконо-
мической теории, так и культуры, политики, психологии, истории, а
также социальных институтов, формирующих ценности и экономиче-
ское поведение людей. Человек, способный думать как экономист, об-
ладает полезным и мощным интеллектуальным навыком, который по-
могает ему не только активно и целенаправленно действовать, но и осо-
знавать полноту ответственности и целесообразность этой деятель-
ности.
Наряду с экономическим мышлением второй предпосылкой эко-
номического поведения является экономическое сознание.
Экономическое сознание
— совокупность экономических сужде-
ний человека о себе и об окружающем мире. Это основополагающий
компонент всех мотивов и поступков человека. По развитости и пол-
ноте экономического сознания можно судить как об экономической
компетентности личности в целом, так и о рациональности ее свер-
шений. Как «высший уровень психического отражения экономиче-
ских отношений общественно развитым человеком» [5] экономиче-
ское сознание включает в себя традиционный, рутинный и инноваци-
онный компоненты.
Традиционный компонент экономического сознания
как форма
общественного сознания нацелен, прежде всего, на связь времен, на
сохранение традиций, культивирование прошлого. Данный компо-
нент предполагает осознание человеком себя и своего места в совре-
менном мире в связи с тем, что он впитал в себя ценности семьи, в
которой вырос, фундаментальные знания, которые получил, обучаясь
сначала в школе, а затем в колледже или вузе. Этот компонент скла-
дывается в силу тех или иных традиций общества и семьи, в которых
человек родился, живет и развивается. Именно такое сознание харак-
теризуется наибольшей устойчивостью и преданностью традициям,
ответственностью и патриотизмом, что очень важно для воспроиз-
водства экономических, политических и религиозных отношений в
обществе.
Как человек, живший в традиционном обществе и принадлежав-
ший к определенному сословию, жестко следовал предписанной ему
поведенческой матрице, так и современный человек с доминиру-
ющим традиционным компонентом сознания превыше всего будет
ставить ответственность, дисциплинированность, исполнение долга,
покорность, послушание.