К вопросу о феномене массового героизма
5
рожных коммуникаций на большой территории в тесном сотрудниче-
стве с Вооруженными силами страны. Партизаны вывели из строя
более 2 тыс. км путей сообщения, мостов и различного рода желез-
нодорожного оборудования в тылу врага. Это оказало существенную
поддержку советским войскам во время боев под Курском, Орлом и
Харьковом. В партизанских соединениях были и национальные отря-
ды. К концу 1943 года в Белоруссии было 122 тыс. партизан, на
Украине — 43,5 тыс., в Ленинградской области — 35 тыс., в Орлов-
ской области — более 25 тыс., в Крыму — более 11 тыс., в Литве —
около 10 тыс., в Эстонии — 3 тыс. Своей максимальной численности
партизанская армия достигла к лету 1944 года — 280 тыс. человек.
Затем большинство партизан вошло в состав действующей армии.
Более 230 партизан и подпольщиков было удостоено званий Героев
Советского Союза, из них дважды Героями Советского Союза стали
С.А. Ковпак и А.Ф. Федоров [7].
Победа далась нам неимоверно дорогой ценой: 27 млн граждан
потеряла наша страна в годы Великой Отечественной. Такой безмер-
ной цены за свою свободу и независимость не платил ни один народ
в истории. Это смог вынести только советский народ благодаря
огромному потенциалу социально-политической, военной, демогра-
фической, генетической и духовной прочности.
Смертельная опасность, нависшая над страной с началом войны,
привела в действие глубинные психологические механизмы, кото-
рые не раз в российской истории спасали страну, находившуюся на
краю пропасти. Были мобилизованы все моральные силы народа,
задействованы вековые традиции, проявилась готовность к самоот-
верженности, самоотречению и самопожертвованию во имя спасе-
ния своей страны. Массовый героизм проявляли не сотни и тысячи,
а миллионы людей, не только на фронтах, но и в тылу. Идеология
претерпела резкую трансформацию, от классово-космополитичес-
ких установок и переориентировавшись на национально-государст-
венные, патриотические.
Вывод.
Осмысление Великой Победы как социально-нравст-
венной ценности, несомненно, способствует укреплению и развитию
духовности молодых россиян. Отношение к Победе изменяется в со-
ответствии с происходящими в обществе идеологическими, полити-
ческими процессами [8, 9]. Если мы сумеем сохранить в обществе
святость Великой Победы, значит, еще не все потеряно. Значит, мы
способны противостоять тем, кто мечтает лишить нас духовного
стержня. И сможем наверняка преодолеть все имеющиеся современ-
ные трудности, если твердо встанем на патриотические позиции, на
которых стояли солдаты Великой Отечественной войны, на которых
всегда остается российская армия, многонациональный российский
народ.