Background Image
Previous Page  2 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 7 Next Page
Page Background

А.В. Ореховский

2

бе народов Руси и России за свою независимость, возродить боевые

традиции русской армии. В качестве примера приведем слова из речи

В. Сталина на Красной площади во время парада 7 ноября 1941 г.,

которую он произнес перед войсками, уходящими на фронт: «Пусть

вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих

предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина,

Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

[2]. В дальнейшем были учреждены полководческие ордена Суворо-

ва, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, Нахимо-

ва и Ушакова.

Восстановлению преемственных связей с героическим прошлым

России способствовало также введение в 1942 году новой формы с

золотыми погонами и покроем, напоминавшей форму дореволюци-

онной русской армии. Данное решение никакой целесообразностью

не диктовалось, да и для экономики военного времени было обреме-

нительно, но укреплению, возрождению исторической памяти, несо-

мненно, способствовало.

Массовый героизм как социально-нравственная ценность.

На наш взгляд, необходимо рассматривать явление массового геро-

изма во время Великой Отечественной войны как социально-нравст-

венную ценность в массовом сознании советского народа. Для этого

необходимы определенные критерии, установленные на основе соци-

ально-нравственных ценностей как отношений, в ходе которых мас-

совое сознание социального объекта подвергается оценке в соответ-

ствии с тем, как оно удовлетворяет потребности субъекта. Именно

значимость тех или иных объективных явлений для жизни общества,

людей обозначается в массовом сознании понятием «социальная

ценность». В философском значении под социальными ценностями

понимается отражение в сознании людей их социально-духовных от-

ношений с окружающим миром, объединенных общим свойством

удовлетворять разнообразные интересы и потребности людей, соци-

альных групп, этносов, конфессий и общества в целом.

Социально-нравственные ценности, к которым относится и Побе-

да, функционируют в системе исторически определенных обществен-

ных отношений и выражают эти отношения [3, с. 278]. Их действие

проявляется также в военной действительности, в конфликтах различ-

ных эпох и во время Великой Отечественной войны в частности.

Ценностные отношения по-своему определяют жизнь общества,

задают определенную программу образа жизни людей. Социально-

нравственные ценности реализуются, утверждаются и воспроизво-

дятся в обществе благодаря активной деятельности людей.

В Великой Отечественной войне русские, украинцы, белорусы и

другие народы Советского Союза, веря своей армии, активно помо-

гали ей. При приближении фашистов крестьяне в селах угоняли скот,