А.В. Ореховский
2
бе народов Руси и России за свою независимость, возродить боевые
традиции русской армии. В качестве примера приведем слова из речи
В. Сталина на Красной площади во время парада 7 ноября 1941 г.,
которую он произнес перед войсками, уходящими на фронт: «Пусть
вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих
предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина,
Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»
[2]. В дальнейшем были учреждены полководческие ордена Суворо-
ва, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, Нахимо-
ва и Ушакова.
Восстановлению преемственных связей с героическим прошлым
России способствовало также введение в 1942 году новой формы с
золотыми погонами и покроем, напоминавшей форму дореволюци-
онной русской армии. Данное решение никакой целесообразностью
не диктовалось, да и для экономики военного времени было обреме-
нительно, но укреплению, возрождению исторической памяти, несо-
мненно, способствовало.
Массовый героизм как социально-нравственная ценность.
На наш взгляд, необходимо рассматривать явление массового геро-
изма во время Великой Отечественной войны как социально-нравст-
венную ценность в массовом сознании советского народа. Для этого
необходимы определенные критерии, установленные на основе соци-
ально-нравственных ценностей как отношений, в ходе которых мас-
совое сознание социального объекта подвергается оценке в соответ-
ствии с тем, как оно удовлетворяет потребности субъекта. Именно
значимость тех или иных объективных явлений для жизни общества,
людей обозначается в массовом сознании понятием «социальная
ценность». В философском значении под социальными ценностями
понимается отражение в сознании людей их социально-духовных от-
ношений с окружающим миром, объединенных общим свойством
удовлетворять разнообразные интересы и потребности людей, соци-
альных групп, этносов, конфессий и общества в целом.
Социально-нравственные ценности, к которым относится и Побе-
да, функционируют в системе исторически определенных обществен-
ных отношений и выражают эти отношения [3, с. 278]. Их действие
проявляется также в военной действительности, в конфликтах различ-
ных эпох и во время Великой Отечественной войны в частности.
Ценностные отношения по-своему определяют жизнь общества,
задают определенную программу образа жизни людей. Социально-
нравственные ценности реализуются, утверждаются и воспроизво-
дятся в обществе благодаря активной деятельности людей.
В Великой Отечественной войне русские, украинцы, белорусы и
другие народы Советского Союза, веря своей армии, активно помо-
гали ей. При приближении фашистов крестьяне в селах угоняли скот,