1
УДК 378
Аспекты обучения программированию
на занятиях лабораторного практикума
студентов младших курсов
© А.Д. Правдина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье представлены основные пути развития у студентов умения учиться при
помощи активных методов обучения. Показано, что одним из таких методов яв-
ляется лабораторный практикум как наиболее эффективная форма практико-
ориентированного обучения.
Проанализирован опыт проведения лабораторного
практикума по программированию. Определены цели, задачи и проблемы, стоящие
перед преподавателем при проведении лабораторного практикума. Особое внима-
ние уделено проблеме копирования при выполнении самостоятельной работы по
программированию и способам решения этой проблемы.
Ключевые слова:
активные методы обучения, лабораторный практикум, образо-
вательный процесс, самостоятельная работа.
Целью исследования является определение путей развития уме-
ния учиться, навыков самостоятельной работы во время проведения
занятий по лабораторному практикуму по программированию у сту-
дентов первых курсов.
Лабораторный практикум относится к активным методам обуче-
ния — это способы активизации учебной познавательной деятельно-
сти студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и
практической деятельности в процессе овладения материалом, когда
активен не только преподаватель, но и студент.
Задачей активных методов обучения является обеспечение разви-
тия и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его
индивидуальных особенностей и способностей. Такие методы позво-
ляют развивать мышление обучаемых, способствуют их вовлечению
в решение проблемных задач, максимально приближенных к буду-
щей профессиональной деятельности, прививают практические
навыки и умения. [1]
М.М. Новик выделяет следующие отличительные особенности
активного обучения:
принудительная активизация мышления, когда обучаемый вы-
нужден быть активным независимо от его желания;
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный
процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной
и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной
(т. е. в течение всего занятия);