О.Г. Ламинина
4
она неправильно решала самые коренные политические вопросы: где
следует и где не следует жертвовать своим достоянием» [4]. Над эти-
ми словами следует серьезно подумать. Всегда ли мы правильно и
разумно жертвуем своим национальным достоянием?
Справедливость этих слов наиболее очевидна при анализе ре-
формирования экономической сферы государства. Практически весь
почти двадцатилетний период реформирования не принес системе
экономической безопасности ничего, кроме комплекса проблем, мно-
гое из того, что было накоплено в СССР, оказалось утрачено. Сама
же экономика страны, ее социально-экономическая сфера функцио-
нируют в режиме постоянной перестройки. При этом каждый новый
этап часто предполагает отрицание предшествующего. Тем не менее
это не исключает возможности корректировки экономического курса,
а также повышения роли и места органов государственной власти для
разработки и реализации соответствующего механизма обеспечения
экономической безопасности.
Функционирование этого механизма характеризуется тесным
взаимодействием его основных структурных элементов, к которым
относятся: субъекты политики обеспечения экономической безопас-
ности, система законодательства, система политических и социаль-
ных отношений; система факторов, условий и предпосылок, способ-
ствующих своевременному выявлению угроз экономической без-
опасности России, их минимизации, снижению и предотвращению;
система правотворчества и правоприменительной практики; деятель-
ность субъектов по обеспечению экономической безопасности.
Определение опасностей и угроз экономическому развитию сводит-
ся к выявлению случаев, когда фактические или прогнозируемые пара-
метры экономического развития отклоняются от пороговых значений
экономической безопасности, а также разработке комплексных государ-
ственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы,
обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одно-
временно с государственными прогнозами социально-экономического
развития и реализуются в программе социально-экономического разви-
тия Российской Федерации с экспертизой принимаемых решений по
финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической без-
опасности.
Реализация механизма обеспечения экономической безопасности
не может быть осуществлена действиями какого-либо одного ведом-
ства или на отдельных направлениях деятельности. Защита экономи-
ческих интересов, прав, свобод общества и граждан обеспечивается
всеми институтами общества и государства. Ключевую роль в этом
плане играет Совет безопасности Российской Федерации как орган,
непосредственно осуществляющий подготовку предложений Прези-
денту Российской Федерации по важнейшим направлениям обеспе-
чения национальной безопасности. Вместе с тем именно глава госу-