Особенности подготовки кадров высшей научной квалификации в России - page 3

3
Особенности подготовки кадров высшей научной квалификации в России
тов по сравнению с уровнем 2000 г. Произошло расширение приема
в аспирантуру на 7482 и как следствие выпуска на 8254 человек.
Следует отметить, что аспирантура вуза является основой процесса
воспроизводства кадров высшей квалификации.
Научный уровень вузовских кафедр и, в частности, кадровый со-
став научных руководителей оказывают существенное влияние на сро-
ки подготовки аспирантов и их количество. Тенденции изменения ка-
дрового состава научных руководителей отражены в табл. 2 [1].
В прошедшем десятилетии отмечена положительная тенденция:
общее количество научных руководителей аспирантов неуклонно рас-
тет – по сравнению с 2000 г. на 17 994 человека (из них 17 906 чел.
в вузах). Эта тенденция сохраняется и в области присвоения ученых
званий доцента и профессора – соответственно на 21 357 (8802 – в ву-
зах) и 9366 человек (9405 – в вузах).
Средний возраст аспирантов, на основании данных [1], демонстри-
рует умеренное омоложение (рис. 1). В сравнении с 2000 г. он снизился
с 26,6 до 26,1 года, что в целом определило положительную тенденцию
к омоложению, хотя анализ динамики возрастных показателей с 2007 г.
показывает, что возраст аспиранта неуклонно растет на 0,5 года.
Подобная динамика процесса не может удовлетворять в контексте
подготовки кадров высшей квалификации. Более детально возрастные
тенденции в гендерном разрезе представлены в табл. 3 [1].
Общая динамика изменения возрастных характеристик аспиранту-
ры с 2009 по 2011 г. демонстрирует следующие тенденции:
• сокращение возрастной группы «до 22 лет включительно» на
3957 человек;
• расширение группы «30–34 года» на 624 человека;
• расширение группы «35–39 лет» на 252 человека;
• расширение группы «40 лет и старше» на 88 человек.
Защита кандидатских диссертаций соискателями и лицами, про-
шедшими аспирантскую подготовку, является одним из основных ре-
зультатов процесса подготовки кадров высшей квалификации в аспи-
рантуре вуза. При анализе данных табл. 4 выявлен ряд тенденций при
подготовке кадров.
Рис. 1.
Возрастные группы аспирантов
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,...13
Powered by FlippingBook