1
УДК 316.3/.4
Особенности подготовки кадров высшей научной
квалификации в России
© Е.В. Соколов, А.В. Барышников
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрено современное состояние системы подготовки научных кадров в аспи-
рантуре и докторантуре. Отражены тенденции и национальные особенности в ор-
ганизации подготовки специалистов высшей научной квалификации. Обобщены ре-
зультаты исследований социально-профессиональных характеристик сообщества,
а также факторы и критерии эффективности подготовки научных кадров.
Ключевые слова:
российская система высшего образования, аспирант, докторские
степени, руководители аспирантов, возрастные группы, распределение грантов,
потребность в специалистах.
Система высшего образования включает 1115 вузов (на начало
учебного 2011 г.) во всех городах России, из них 653 государствен-
ных и муниципальных образовательных учреждения и 462 негосу-
дарственных [1]. В числе государственных вузов 25 – федеральные
университеты.
В структуре российского высшего образования 324 университета,
176 учебных академий, 128 институтов.
Подготовку аспирантов ведут 1570 организаций, из которых
750 высших учебных заведений, 805 научно-исследовательских инсти-
тутов и 15 образовательных учреждений дополнительного профессио-
нального образования (ОУ ДПО).
За прошедшее десятилетие [2] количество организаций, ведущих
подготовку аспирантов, увеличилось на 208, вузов – на 185, НИИ –
на 8. Дополнительно были созданы 15 ОУ ДПО.
Общая численность основного (штатного) профессорско-препо-
давательского состава (ППС) в образовательных учреждениях со-
ставляет 356 827 человек, в том числе работники государственных
и муниципальных образований насчитывают 324 846, работники него-
сударственных учреждений – 31 981 человек. Численность работников
ППС высшей научной квалификации [1] составляет: докторов наук –
43 964 (12,3%), кандидатов наук – 185 522 (51,9%), 35 750 (10,02%)
имеют ученое звание профессора, а 115 708 человек (32,4%) – ученое
звание доцента.