Л.В. Мокшанцев
8
котором доминирующее положение займет Германия. Такой порядок,
в свою очередь, должен стать основой новой мировой системы, бази-
рующейся на так называемых «пан-идеях». Среди них он особо вы-
делил панамериканскую, паназиатскую, панрусскую, пантихоокеан-
скую, панисламскую и панъевропейскую идеи. К 1941 г. Хаусхофер
подверг эту схему пересмотру. В результате осталось лишь три реги-
она, каждый со своей особой пан-идеей: пан-Америка во главе с
США, Великая Восточная Азия во главе с Японией и пан-Европа во
главе с Германией. В целом же основной пафос построений Хаусхо-
фера и его коллег из Института геополитики в Мюнхене состоял в
том, чтобы сформулировать доводы и аргументы, призванные обос-
новать притязания Германии на господствующее положение в мире.
Пятый
источник национал-социализма — творчество компози-
тора Рихарда Вагнера. Не без оснований Гитлер любил повторять,
что для понимания национал-социализма прежде всего необходимо
постичь творчество Вагнера. Вагнер был хорошо знаком с Шопен-
гауэром и Ницше и находился под сильным влиянием их идей. Он
ненавидел евреев за то, что они стремятся править миром с помощью
своих капиталов; он с презрением относился к парламентам, демо-
кратии, материализму и посредственности буржуазии. И все же он
надеялся, что немцы, учитывая их особый дар, будут «не править ми-
ром, а прославят его». Однако не политические взгляды Вагнера, а
его романтические оперы оказали огромное влияние на нацию.
Хотя Гитлер считал оперу «Тристан и Изольда» шедевром Вагне-
ра, тем не менее, именно непревзойденная тетралогия «Кольцо нибе-
лунга», созданная на основе великого германского эпоса «Песнь о
Нибелунгах», возвратила стране почти забытые древние легенды.
Народные легенды нередко выражают духовную и культурную суть
нации и, возможно, ее судьбу. Особенно справедливо это утвержде-
ние в отношении Германии. Шеллинг даже утверждал, что нация
начинает существовать одновременно со своими легендами.
Зигфрид и Кримхильда, Брунхильда и Хаген стали кумирами
немецкой молодежи. Ее манил таинственный языческий мир нибе-
лунгов, полный героизма, коварства и насилия, залитый кровью, ир-
рациональный, существование которого завершается «гибелью бо-
гов» и уничтожением Вальхаллы, подожженной Вотаном. Все это за-
хватывало воображение, компенсировало тягу к жестокости и
одновременно укрепляло веру в новую, совершенную Германию.
Шестым
источником национал-социализма стал оккультизм.
Многие историки недооценивают важность и значение оккультизма в
развитии фашистского движения. Тем не менее в национал-
социализме весьма ощутим эзотерический элемент.
Некоторые идеи были позаимствованы из писаний таких мисти-
ков и оккультистов, как Блаватская, Лист, Либенфельс. Саму же