Феномен национал-социализма - page 5

Феномен национал-социализма
5
димыми правами и свободами и потому уже более не является по-
слушной марионеткой в руках государства. Для них свободная лич-
ность, к тому же имеющая надежные законные гарантии своей сво-
боды, представлялась подлинным бедствием Германии.
Третьим
интеллектуальным источником национал-социализма
была вся доморощенная доктрина национального социализма. Важно
обратить внимание на то, что наиболее значительные предшествен-
ники национал-социализма (Фихте, Лассаль, Родбертус) были в то же
время признанными отцами социализма. Пока в немецком рабочем
движении использовался социализм в его марксистской версии, авто-
ритарные и националистические концепции находились в тени. Но
это продолжалось недолго. Начиная с 1914 г. из рядов марксистов
выдвигаются теоретики, обращавшие в национал-социалистическую
веру уже не консерваторов и революционеров, а рабочих и идеали-
стически настроенную молодежь. И только после этого волна нацио-
нал-социализма достигла апогея.
Первым представителем данного направления стал Вернер Зом-
барт. Большую часть своей жизни он посвятил борьбе за идеи Карла
Маркса. Однако в 1915 г. он написал нашумевшую книгу «Торгаши и
герои». Зомбарт утверждал, что государство основано и сформирова-
но не индивидами, не является совокупностью индивидов, и цель его
заключается вовсе не в том, чтобы служить интересам личности.
Государство (Volksgemeinschaft) — «национальная общность», где у
личности нет прав, но есть обязанности. Всякие притязания личности
есть лишь проявление торгашеского духа. Зомбарт приветствовал
войну, напомнившую немцам, что они являются нацией воинов. Вся
деятельность немецкого народа связана, в конечном счете, с военны-
ми целями. Поэтому нельзя считать войну бесчеловечным и бес-
смысленным делом. Есть жизнь более высокая, чем жизнь личности,
и это жизнь нации и государства. А предназначение человека состоит
в принесении себя в жертву высшим ценностям. Таким образом, вой-
на есть воплощение героической жизни, а война против Англии есть
война с ненавистным коммерческим идеалом, идеалом личной сво-
боды и комфорта.
По стопам Зомбарта пошел не менее авторитетный марксист
Иоганн Пленге. Из многочисленных публикаций военного времени
широкий резонанс получила его книга с примечательным заголовком
«1789 и 1914: символические годы в истории политической мысли».
В ней рассматривается конфликт между «идеями 1789», то есть идеа-
лом свободы, и «идеями 1914», т. е. идеалом организации. Пленге
считал, что организация составляет сущность социализма. Идея ор-
ганизации была исходным пунктом социалистического движения,
зародившегося во Франции в начале ХVIII в. Маркс и марксисты от-
вергли ее, променяв на абстрактную и беспочвенную идею свободы.
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook