Эволюция и экология мироздания: анализ моделей
5
Можно сказать, что общим недостатком современных моделей
Вселенной выступает отсутствие в них представлений о механизме
взаимодействия нарождающейся (или возрождающейся) реальности с
ее средой. Представление о среде вначале возникает в биологии. За-
тем начинаются поиски механизмов взаимодействия организма и
среды. Наконец общие принципы — модели — переносятся в другие
науки. Осмыслить такого рода модели не удается до настоящего вре-
мени. Идея единства перечисленных эволюционных процессов при
их несомненной специфике возникает как умонастроение (космизм),
рассматривающее возможность управления силами природы, выхо-
дящими за земные масштабы, а впоследствии — как проект реализа-
ции вселенского предназначения человека. На этих же основаниях
возникает русский космизм. Настороженное отношение к наследию
русской философско-космической мысли сложилось вначале по по-
литическому ведомству (взять хотя бы идею о влиянии солнечно-
земных связей на массовое сознание), затем в среде философов, ко-
торые увязли в конгломерате идей (христианская линия у Федорова,
антропософская у Циолковского, астрологическая у Чижевского).
Повинна в этом и большая наука, видные представители которой бы-
ли слишком категоричны в оценке «космистов» (отношение Жуков-
ского к работам Циолковского; воспоминания Чижевского, полные
отчаяния от непонимания многими учеными сути его исследований).
Выделим некоторые аспекты.
Н.Ф. Федоров (1829–1903) был убежден в том, что растительная
и животная жизнь на Земле зависит от периодических колебаний
Солнца, что все переходы от одного природного явления к другому
совершаются через посредство универсального явления — электри-
чества. Задача человека состоит в устройстве такого регулируемого
аппарата, с помощью которого все происходящее в природе обраща-
лось бы в действие, в восстановление. Пока Земля считалась цен-
тром, мы могли быть спокойными зрителями, но как только это
убеждение исчезло, мы должны стать небесными механиками, небес-
ными физиками. В противном случае мир по-прежнему будет пред-
ставлять собой странный, извращенный порядок, который лучше бы-
ло бы назвать беспорядком. Все естествознание должно быть еди-
ным, цельным, небесным; небесная механика, небесная ботаника —
наука о солнечных лучах в форме растений, и, что еще важнее, сама
география есть наука о небольшой небесной звездочке. Подобным
образом размышляла и немецкая школа. Приходит время управления
силами не только природы Земли, но и небесными [14, с. 262]. Пара-
дигма русского космизма у Федорова сформулирована четко и в
научных терминах: Мир, включая Жизнь и Человечество, есть зако-
номерно эволюционирующая Система [15, с. 18].
Эти мысли «московского Сократа» подхватывает русский физик
Н.А. Умов (1846–1915). Он считает, что естествознание, проникая в