Г.И. Ловецкий, И.И. Комиссаров
2
вать, соответствует ли теория реальности [4, с. 49, 52]. Более того,
Хокинг настаивает на идее моделезависимого реализма (любая физи-
ческая теория или картина мира представляет собой модель (как пра-
вило, математической природы) и набор правил, соединяющих эле-
менты этой модели с наблюдениями). Появляется основа для интер-
претации современных научных данных. Физики верят в электроны,
несмотря на то, что никто не может увидеть их. Хотя считается, что
протоны и нейтроны состоят из кварков, мы никогда не увидим
кварк, поскольку сила, связывающая кварки, увеличивается при раз-
делении, и поэтому отдельные свободные кварки в природе не суще-
ствуют. Они объединены в группы из трех кварков и ведут себя так,
будто связаны резиновой лентой. Согласно моделезависимому реа-
лизму, кварки существуют в модели, которая совпадает с нашими
наблюдениями за поведением субъядерных частиц. Моделезависи-
мый реализм дает основу для обсуждения вопроса о том, что проис-
ходило до создания мира [5, с. 49, 57].
Модели — это не только инструмент наглядности научных пред-
ставлений. С их помощью можно также разрабатывать новые теории.
В условиях, когда мы имеем на руках новые данные, но не имеем тео-
рии, которая могла бы эти данные описать, модель может на время ис-
пользоваться в качестве отсутствующей теории. Используя модель
(или модели), можно разработать новую теорию и в конечном итоге
сформулировать ее [6]. Возникает также вопрос: исчезает ли модель,
когда теория получила зримые очертания, стала зрелой? Полагаем, что
модель продолжает исполнять свою эвристическую функцию — до-
полнять и корректировать существующую теорию. Кроме того, модель
способна стать связующим звеном между теоретическими постулата-
ми и эмпирическими данными [7, с. 81–105]. Этот вопрос возникает
из-за приверженности ученых к гипотетико-дедуктивному методу, со-
гласно которому теория формулируется с помощью аксиом (гипотез).
Только выводимые из этих аксиом положения должны быть согласо-
ваны с эмпирическими данными. Сами же аксиомы не имеют обяза-
тельной связи с данными опыта, поэтому возникает вопрос: как быть
уверенным в аксиомах, как связать аксиомы с данными опыта? Разра-
ботка моделей может помочь в его решении, поскольку модели будут
представлять собой интерпретируемые аксиомы (гипотезы).
Уже на начальных этапах науки модели выполняли более важную
роль протогипотез, содействуя проникновению мышления не столько
к самим объектам действительности, сколько к обобщенным поняти-
ям (абстракциям). Таковы представления о фундаментальной основе
мира: первовещество апейрон у Анаксимандра; число как основа все-
общей упорядоченности у Пифагора; атомизм Демокрита. В этих ги-
потезах уже проявлял себя принцип модельности познания [8, с. 236].
Несмотря на глубочайшие трансформации гениальных прозрений, их