Г.И. Ловецкий, И.И. Комиссаров
4
В 1920-х гг. в трудах А. Эддингтона (1882–1944) заложены осно-
вы теории внутреннего строения звезд. Было доказано, что звезды —
это газовые шары, в которых давление газа уравновешивает вес вы-
шележащих слоев. Это давление, при невысокой плотности звезд,
может быть обеспечено очень высокой температурой. Поиск источ-
ников энергии звезд оставался загадкой, лишь в конце 1930-х гг.
Г. Бете и К. Вайцзеккер показали, что слияние четырех протонов в
ядро гелия может происходить в недрах звезд и что горение водорода
дает достаточно много энергии.
Новый взгляд на эволюцию Вселенной предлагает Р. Пенроуз.
В его модели Вселенная существовала всегда, а Большой взрыв был
одним из моментов ее эволюции, возникшим как результат «наезда»
звездных систем [11].
Созданный наукой задел позволил англо-американскому фило-
софу науки С. Тулмину предложить модель эволюционного построе-
ния самой науки. В 1960-е гг. выходят в свет его книги «Материя и
жизнь», «Модели космоса», «Открытие времени» [12, с. 24]. По мне-
нию Тулмина, модель изучаемой реальности задана концептуальны-
ми системами, эволюционный ряд которых и составляет суть разви-
тия научного знания. Такого рода эволюцию он понимает по анало-
гии с дарвиновскими представлениями об эволюции живой природы.
Точно так же научная традиция меняется за счет принципиально но-
вых способов развития существующей традиции и отбора наилучше-
го решения. Критерии отбора, которыми руководствуются ученые,
задаются более широким социокультурным контекстом, в котором
развивается наука.
С. Тулмин стремился выделить с позиций концепции языковых игр
связь науки с концептуальным мышлением эпохи, с культурной тради-
цией. Философия науки, с его точки зрения, должна изучать структуру и
функционирование научных понятий и познавательных процедур. По-
нятия всегда объединены в структуры, и важно выяснить, как функцио-
нируют концептуальные структуры в том или ином историческом кон-
тексте, и проследить их историческое изменение. Изменение концепту-
альных структур Тулмин описывает в терминах динамики популяций
(мутаций и естественного отбора). Понятия изменяются не каждое от-
дельно, а как индивиды, включенные в «концептуальную популяцию».
Научные теории представляют собой популяции понятий. Но в качестве
популяций могут рассматриваться и научные дисциплины, и отдельные
науки. Инновации аналогичны мутациям, которые должны пройти че-
рез процедуры отбора. Данные процедуры определяются принятыми в
науке идеалами и нормами объяснения, выступающими в роли «эколо-
гических ниш», к которым адаптируются концептуальные популяции.
Но сами «экологические ниши» науки тоже изменяются под воздей-
ствием как новых популяций, так и социокультурной среды, в которую
они включены [13, с. 71–72].