Картина мира в эпоху постмодерна - page 8

Л.В. Мокшанцев
8
рает, остается скриптор. Последний, пришедший на смену автору,
несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а толь-
ко необъятный словарь, из которого постмодернист черпает свое
письмо, не знающее остановки. Жизнь лишь подражает книге, и кни-
га сама соткана из знаков, сама подражает чему-то забытому. И так
до бесконечности [10].
Речь здесь идет не об исчезновении автора как такового, а об изме-
нении качества авторского сознания. Именно о том, что разрушается
прерогатива монологического автора на владение высшей истиной. Ав-
торская истина растворяется в многоуровневом диалоге точек зрения.
Следующей характеристикой постмодернизма является игра. Иг-
рает и сам текст, и читатель. Постмодернистская игра показывает,
что творчество есть всего лишь язык, описывающий реальность с той
или иной стороны, но никогда адекватно. Постмодернизм идет еще
дальше, доказывая, что и сама реальность выступает всего лишь ком-
бинацией различных языков и языковых игр, пестрым сплетением
интертекстов. Наиболее подробно такой тип игровой стратегии опи-
сан Бахтиным в его исследовании карнавальной культуры.
Еще один принцип постмодерна — диалогизм. Он как бы размы-
вает границу между жизнью и литературой, непрерывно в игровом
плане меняя литературность и «жизненность»: литературой оказыва-
ется жизнь, а жизнь — литературой. Герой постмодерна реализует
свои авторские амбиции не только в том, что постоянно сочинитель-
ствует, но и в том, что пытается строить свою жизнь по эстетическим
законам. Это набоковский Гумберт или Ван из «Ады», или Пали-
сандр Дальберг из «Палисандрии» Соколова. Его личность образует
то культурное поле, где пересекаются противоречащие друг другу
эстетические системы, где они и вступают в диалог [11].
В постмодерне черты диалогического персонажа доведены до то-
го предела, где стирается грань между героем и автором. Образ героя
создается по логике конструирования образа автора-творца. А образ
автора, в свою очередь, уравнивается в правах с персонажем.
Таким образом, философия постмодерна представляет собой
весьма противоречивое и многогранное явление.
Наш обзор картины мира в постмодернизме, разумеется, весьма
неполный. Однако даже он ясно показывает
портрет мироздания, ри-
суемый этим типом мировоззрения: больше хаоса, недоверия к разу-
му, дискретность, плюрализм, чувственность, кризис авторитетов,
интуитивизм, поиск нестабильности, несогласия, нигилизм, отсут-
ствие единообразия, ирония по отношению к признанным ценностям,
калейдоскопичность, символичность, текстуальность.
В заключение специально подчеркнем, что постмодернистская
версия реальности как «имманентного тождества космоса и хаоса»
[13] полностью противоречит синергетической картине мира.
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11
Powered by FlippingBook