Л.В. Мокшанцев
2
на мира возникает из повседневной жизни: здесь в центре стоит че-
ловек, так как повседневность представляет собой мир, где он явля-
ется главной фигурой. Научная картина мира строится вокруг объек-
тов, независимых от человека, и стремится изображать Вселенную
такой, какая она есть на самом деле, независимо от нас. Религиозная
картина мира в центр ставит соотношение небесного и земного, сфе-
ру человеческого и сферу божественного. Главная тема философской
картины мира — соотношение человека и мира. Для мифологическо-
го сознания характерно перенесение общинно-родовых отношений на
природные процессы. Эзотерическая концепция Вселенной основы-
вается на знаниях, полученных путем озарений и откровений.
Рассмотрим кратко постмодернистскую картину мира, столь по-
пулярную ныне в кругах творческой интеллигенции.
Понятие «постмодерн» означает «после модерна», а слово «мо-
дерн» можно перевести на русский язык как «современный». Сам
термин появился в период Первой мировой войны в работе Рудольфа
Павница «Кризис европейской культуры» (1917). Речь в ней шла о
новом человеке, призванном преодолеть упадок. В 1934 г. в книге
«Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед
Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм,
философию Нового времени. Она закончилась концлагерями и бого-
оставленностью человека, «авторитарной личностью» Теодора Адор-
но и «одномерным человеком» Герберта Маркузе. В 1947 г. Арнольд
Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму
культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец
западного господства в религии и культуре. Большую роль в разви-
тии постмодернизма сыграла статья Лесли Фидлера «Пересекайте
границу, засыпайте рвы» (1969), демонстративно опубликованная в
журнале
Playboy
. Впоследствии происходит расширение содержания
этого понятия с первоначально узкого определения как нового течения
во французской философии (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар) до определе-
ния, охватывающего начавшиеся в 60–70-е годы XX в. процессы во
всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское
движения.
Начало современному типу мировосприятия положили:
1) в живописи — импрессионизм (ввел язык красок, размытость
форм), абстракционизм (поставил во главу угла предмет как само-
ценное произведение искусства; «Черный квадрат» Малевича как
начало и конец живописи), модерн (суть модерна — эклектика, нача-
ло цитирования; интерьерность стиля выражала его направленность
на стирание граней между искусством и жизнью);
2) в архитектуре — модерн, конструктивизм (от концепции дома
Ле Корбюзье как среды обитания, способный изменить сознание че-