В.Г. Родионова
18
большинства стран мира. К ним относятся Англия, Финляндия, Ир-
ландия, Канада, Италия, страны СНГ, Балтии, Румыния, Китай, Бра-
зилия, а также Саудовская Аравия, где сравнительно недавно была
арестована крупная «интернациональная» группа киберактивистов.
В основном они «специализировались» на краже номеров кредиток и
рассылке спама. Но подобные виды мошенничества труднодоказуе-
мы, и наказание за них чаще всего оказывается незначительным.
Киберпреступники стараются не привлекать внимание правоохрани-
тельных органов тех стран, в которых они проживают. Например,
российские хакеры не инфицируют компьютеры на территории Рос-
сии во избежание отслеживания и ареста российской полицией.
Это обычная практика для хакеров всех стран.
Противодействие цифровым войнам
ведется по нескольким
основным направлениям. Одни из них ориентированы на усиление
IT-методов защиты, в частности, с помощью облачных технологий,
другие — на поиск оптимальных законодательных мер регулирова-
ния Интернета в отдельных странах, а также на формирование меж-
государственной политики противодействия киберпреступности в
глобальном масштабе. Однако и те и другие методы имеют свои не-
достатки. Так, главные претензии к облачным технологиям связаны
с безопасностью (достаточно ли надежно защищены данные в обла-
ке? И нет ли вероятности того, что сам владелец дата-центра решит
воспользоваться доверенными ему данными?). Возникновение об-
лачных технологий в некоторой мере означает моральное старение
способов использования существующей информационной инфра-
структуры с ее программными платформами и ПО. Их новизна за-
ключается в обновлении функций предложения и использования
уже известных IT-технологий, поскольку перечисленные сервисы
позволяют пользователям с выгодой для себя «замещать» информа-
ционную инфраструктуру их собственных компьютеров, програм-
мно-аппаратные платформы и программное обеспечение. Недос-
татки облачных технологий, по существу, сводятся к следующему.
Во-первых, существует некоторая зависимость пользователей об-
лачных услуг от их поставщиков, что напоминает своеобразный вид
монополизма. Во-вторых, известно, что при хранении данных на
собственном компьютере пользователь в любое время может от-
ключиться от Сети и очистить систему с помощью антивируса.
А облачные услуги хотя и повышают степень сохранности пользова-
тельских данных от компаний, но не гарантируют 100-процентную
защиту от кибератак. Объективно это гарантировать невозможно, и
потенциал риска несанкционированного проникновения полностью
не устраняется. Следовательно, для поставщика услуг, как и для их
потребителя, сохраняется необходимость всегда находиться онлайн.
В-третьих, в дальнейшем возможна монетизация ресурса (т. е. ком-