Реконструкция-реставрация Шуховской радиобашни в г. Москве: мифы и факты - page 11

Реконструкция-реставрация Шуховской радиобашни в г. Москве: мифы и факты
11
брать ее уже не получится — можно будет только построить но-
вую» [8] — Анна Броновицкая, доцент МАРХИ, член секции по
наследию советского периода Федерального научно-методического
совета по наследию, член DOCOMOMO.
Выполнено два независимых лазерных обмерных сканирования
башни в 2011 —2012 гг. Одно (ПСП «КИН») — с точностью около
50 млн, второе (ИИЕТ РАН) — 100 млн точек. Средняя точность
«вписывания» полученных 3D-моделей составила 0,2…0,8 см. По
этим моделям можно восстановить башню с практически абсолютной
точностью. Кроме того, за 92 года башня «утонула» в техногенном
слое на 0,7…0,9 м, и ее в любом случае нужно поднять до современ-
ных отметок. Мы не сторонники разборки башни как единственного
способа сохранения ее аутентичных деталей. При наличии достаточ-
ных средств ее можно реставрировать и без разборки. Современное
оборудование и технологии позволяют высверлить заклепки, разо-
брать, промаркировать и складировать детали конструкций, а затем
собрать их заново без искажения нынешней формы башни. В полной
разборке есть и положительные моменты: работа по восстановлению
целостности деталей (удаление продуктов коррозии и лазерная или
плазменная наплавка утраченного металла) переносится в заводские
условия, а не выполняется «на весу», что позволит сделать это
намного качественнее.
Еще раз обратимся к определениям, принятым в международной
терминологии реставраторов.
Субстанция памятника
— сформированное художником, ре-
месленником, работником или машиной вещество, из которого вы-
полнен памятник. В субстанции памятника заложена его аутентич-
ность. Утраты субстанции памятников архитектуры, художественных
произведений, а также памятников материальной культуры являются
необратимыми. Принципы реставрации позволяют замену на новый
материал тех составляющих, которые по своей изначальной природе
являются заменяемыми (например, покрытие крыши).
Аутентичность
— одна из ценностей памятника, которая свиде-
тельствует, что объект или предмет являются действительным, ори-
гинальным посланием прошлого. От степени аутентичности памят-
ника зависят его документальная ценность, т. е. способность переда-
чи информации по технике выполнения, исполнителю и вероятной
дате создания, и эмоциональная ценность, обусловленная тем, что
позволяет непосредственно воспринимать оригинальное художе-
ственное произведение или материальное свидетельство событий
прошлого. Объект или предмет, в котором произошла замена его
оригинальной субстанции на новую, становится макетом памятника в
натуральную величину с ограниченной познавательной ценностью.
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14
Powered by FlippingBook