А.В. Ореховский
4
процессе учебы, в виде требований руководства вуза, органов управ-
ления образованием, общественности, печати и т. д. [7]. Этот «пере-
крестный огонь», по сути, отражает тот социальный прессинг, кото-
рому преподаватель подвергается на протяжении всего своего про-
фессионального пути.
В то же время сегодняшний преподаватель не видит ни со сторо-
ны государства, ни со стороны общества заинтересованного отноше-
ния. Несмотря на признание его огромной общественной роли, на
государственном уровне научно-педагогический труд оценивается
низко.
Выводы.
Из анализа преподавательского корпуса как социально-
профессиональной группы следует, что:
•
преподавательский корпус как социально-профессиональная
группа является той частью интеллигенции, которая формируется на
широкой социальной основе;
•
анализ демографической структуры педагогов позволяет отме-
тить действие двух тенденций в ее развитии: феминизация корпуса
специалистов в педагогической среде проявляется сильнее, чем в
других отраслях, что, несомненно, порождает комплекс проблем в
процессе социализации подрастающего поколения, связанных со
снижением трудоспособности педагогов и консервативностью инно-
ваций;
•
преподавательский корпус представляет собой наиболее обра-
зованную социально-профессиональную группу, что крайне важно в
осуществлении социокультурной функции педагога — передаче цен-
ностей, социального опыта, накопленных человечеством;
•
в результате анализа финансового обеспечения преподаватель-
ского корпуса в условиях современной России прослеживается тен-
денция снижения материального статуса научно-педагогической
профессии, которая вытесняется в сферу малооплачиваемых, эконо-
мически малопрестижных;
•
происходит снижение социального статуса преподавателя выс-
шей школы в российском обществе, что проявляется в несоответ-
ствии материального статуса педагога и его роли в обществе, в том
числе в социализации молодежи.
Все вышеперечисленные факторы не могут способствовать
укреплению стабильности в обществе и представляют потенциаль-
ную угрозу для национальной безопасности России.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Андреев А.Л. Культурные предпочтения современного российского студен-
чества.
Мониторинг общественного мнения,
2008, № 2 (86), с. 107–117.