А.В. Ореховский
2
Преподаватель одновременно является и объектом, и субъектом со-
циализации. Через систему высшего образования проходит значи-
тельная часть молодежи, причем высокоинтеллектуальная. Высшая
школа как один из важнейших институтов социализации всегда явля-
ется зеркальным отражением реальной жизни и выполняет тот соци-
альный заказ, который ставит перед ней государство. Как наиболее
консервативная организация, высшая школа воспроизводит социаль-
ный стандарт знаний, умений, навыков, ценностей и форм поведения,
в том числе и политического.
Совершенно очевидно, что роль высшей школы и преподавателя
достаточно велика, так как механизм социализации в значительной
мере осуществляется через личность преподавателя. Вузовский пре-
подаватель — это личность, которая влияет на студента, являясь
своеобразным посредником между студентом, обществом и государ-
ством [6]. Преподаватель выполняет функции трансляции всего опы-
та, накопленного человечеством: социально-политического, воспита-
тельного, экономического, организационного, психологического.
Сущность политической социализации.
Политическая социа-
лизация представляет собой воспроизводство политических структур
существующего общества, характерных для него общественно-
политических отношений, направленности их дальнейшего развития,
а также воспроизводство специфических качеств субъектов этих от-
ношений — личностей, фактически воссоздающих, поддерживающих
и реализующих эти отношения в процессе своей жизнедеятельности.
Политическая социализация выполняет роль своеобразного посред-
ника, связывающего «прошлое с будущим», так как в процессе ее об-
разцы политической культуры, в каких бы типах она ни существова-
ла, переходят от эпохи к эпохе, передаются от одного поколения к
другому [5]. Она является своего рода способом организации истори-
ческой преемственности в политической сфере. Но со сменой поли-
тического ландшафта даже в рамках одного жизненного цикла необ-
ходимо рекрутировать новых участников, снабдить их официальны-
ми ценностями и тем самым укрепить систему. В современном обще-
стве процесс политической социализации — это прежде всего овла-
дение демократическими ценностями, нормами и культурными об-
разцами.
Политическую социализацию следует рассматривать как двусто-
ронний процесс, включающий, с одной стороны, передачу индивиду
политической информации, знаний, его приобщение к существую-
щим политическим ценностям и ориентирам, усвоение им социаль-
ного опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения
в систему сформированных общественных отношений; с другой сто-
роны, это процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего раз-
вития индивидом системы общественных отношений за счет его ак-